19.02.2004

$1,8 млрд на телефонах заработали салоны связи в 2003 г.



Светлана Витковская

         В прошлом году отечественный розничный рынок мобильной связи рос головокружительными темпами. По оценке Mobile Research Group, продажи телефонов и сотовых контрактов выросли на 80% до $2,257 млрд. При этом львиную долю доходов - около $1,8 млрд - принесли не подключения новых абонентов, некогда основной бизнес сотовых дилеров, а мобильники и аксессуары.

        По данным Mobile Research Group, объем розничного рынка мобильной связи России в 2003 г. составил $2,257 млрд, на Москву и Санкт-Петербург пришлось 34% всех продаж. Около 81% дохода было получено от продаж мобильных телефонов и аксессуаров, а 19% пришлось на платежи абонентов и новые контракты. Основными игроками на рынке являются дилерские сети: "Евросеть" (занимает около 12% рынка) , Dixis (8,9% рынка) , "Максус" (8% ). Эти компании продают более 1 млн телефонов в год. Существенное влияние на рынок также оказывают дилерские сети "Беталинк", "Техмаркет", "Альт Телеком" и "Анарион".

        "Основной толчок развитию рынка в прошлом году дало активное развитие сотовых сетей в регионах, - говорит аналитик Mobile Research Group (MRG) Элдар Муртазин. - Кроме того, изменилась структура доходов: доля телефонов и аксессуаров в денежном выражении к общему объему рынка выросла, в то время как доля доходов, полученных от перечисления платежей за использование услуг связи и подключение новых абонентов, стала меньше". По данным Муртазина, в 2003 г. долевой вес телефонов и аксессуаров в общей структуре доходов возрос на 10% - это почти $1 млрд чистого прироста.

        MRG прогнозирует дальнейшее снижение доли доходов, приходящихся на подключения. В 2004 г. она может сократиться на 2%. "Основной причиной этого является снижение дохода от реализации контрактов, связанное с сокращением дилерских вознаграждений операторами", - рассказывает PR-менеджер компании "Техмаркет" Анна Жижина. В январе этого года на продажи телефонов и аксессуаров пришлось 50% от оборота "Техмаркета", что в два раза выше аналогичного показателя в январе 2003 г.

        Повышенный спрос на мобильные телефоны привел к их дефициту. "Производители не справляются с выполнением заказов от покупателей Западной и Восточной Европы, в том числе и России", - говорит пресс-секретарь Dixis Кирилл Лубнин. Дилеры полагают, что нехватка оборудования продолжится до апреля-мая 2004 г.

        По оценке MRG, будет расти спрос на аксессуары: в прошлом году этот сегмент рынка вырос почти на 20% до $55 млн, а в 2004 г. он может достичь $90 млн. "Все более продвинутые телефоны, появившиеся в последнее время на рынке, требуют более интересных аксессуаров. У нас доля продаж аксессуаров выросла на 4% и составила 12% от оборота", - рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью "Максуса" Анна Свердлова.

        Дилеры расширяют ассортимент сопутствующих товаров, продавая камеры, CD- и MP3-плейеры. Некоторые розничные сети идут еще дальше. Например, Dixis стал продавать карманные компьютеры, а в "Связном" подключают к спутниковому и кабельному телевидению. По оценке Муртазина, в 2004 г. доля продаж таких товаров в обороте розничных сотовых сетей может вырасти до 15 - 20%. Падение объемов подключений у дилеров связано и с тем, что московский и питерский рынки начинают насыщаться. "Этот год станет последним, когда рост на столичных рынках еще сохранится", - говорит Жижина. В январе розничные продажи этих услуг в двух столицах упали на 35 - 40% по сравнению с ноябрем 2003 г.

        "Новый покупатель живет в регионе, поэтому основой развития розницы в наступившем году станет региональная экспансия", - полагает Свердлова из "Максуса". "Потенциал региональных сетей огромен. К примеру, 215 московских салонов связи "Евросети" продают столько же, сколько 119 региональных, т. е. продажи в регионах приблизительно в два раза больше, чем в Москве", - вторит ей директор "Евросети" по связям с общественностью Татьяна Гуляева. "В этом году мы планируем открыть 20 филиалов в крупнейших городах России", - добавляет Лубнин.



Источник: Ведомости