24.02.2004

"Идет большой обман". Реклама лекарств зачастую вредит здоровью



Новая редакция закона "О рекламе", которую готовит МАП, по обещаниям ведомства будет представлена к концу года. По мнению экспертов, при доработке закона обязательно надо уделить внимание рекламе медицинских препаратов. Как констатировали участники вчерашнего "круглого стола" в Совете Федерации, рекламирование лекарственных средств сегодня происходит с многочисленными нарушениями и даже может причинить вред покупателям.

"Идет большой обман: рекламируется средство, просят позвонить по телефону, приезжает курьер, берет деньги, дает неизвестно что, а человек начинает плакать, потому что от его болячек лекарство не спасет", - описал положение дел начальник управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции МАП Сергей Котов. Всего за прошедший год Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рассмотрело около 15 тысяч дел, связанных с нарушениями при рекламировании лекарственных средств. В судах ведомство выигрывает дела по нарушениям в этой сфере в 99 случаях из 100. Правда, налагаемые взыскания обходятся компаниям-нарушителям недорого: максимальный штраф, который может быть предъявлен, равен всего 5000 МРОТ, или 500 тысяч рублей. "Для крупной компании это два часа работы", - смеется сотрудник одной из крупных корпораций, занимающихся производством лекарств.

Экспертов беспокоят последствия столь легкого отношения компаний к нарушениям рекламного законодательства. Ведь, как правило, нарушаются правила рекламы рецептурных средств. По закону они не могут рекламироваться во всех СМИ - только в специализированных изданиях. "Но рецептурные препараты регулярно появляются в различных СМИ", - сказал Котов. К некорректной рекламе относятся и все предложения по биологически активным добавкам (БАД). Хуже всего, что эти средства не входят в перечень лекарств, а потому вообще не регулируются законодательством.

Зачастую компании-продавцы вообще вводят в заблуждение будущих покупателей: рекламируют под видом средств для улучшения здоровья свой товар, совершенно не имеющий к этому отношения. Михаил Опимах, начальник юротдела Минздрава, сообщил, что недавно при участии КонфОП был запрещен рекламный ролик йогуртов, где одетые в медицинские халаты актеры выдавали себя за врачей. Аналогичная ситуация и с рекламой чудодейственных браслетов, бальзамов и других новомодных средств. Законодательно подобные методы запрещены, отметил Опимах, но "проблема в исполнении этих норм".

Главврач медцентра Российской академии госслужбы при президенте РФ Олег Лапочкин обратил внимание на то, что в погоне за увеличением объемов продаж производители лекарств чаще всего не указывают побочных эффектов этих препаратов. "Средства для похудания имеют массу противопоказаний", - сказал Лапочкин. А популярные таблетки для повышения мужской потенции могут быть опасными для сердечников; средства от головной боли вызывают язвенную болезнь. Однако обо всем этом реклама не сообщает, констатировали эксперты.

Причем предъявить претензии к рекламодателям зачастую бывает трудно. Некоторые СМИ публикуют скрытую рекламу под видом информации, рассказывая какую-нибудь жизненную историю, счастливый конец которой полностью зависит от того или иного лекарственного средства. "Вот "виагра" - непонятно, это молодежный ансамбль или что?" - возмущался Сергей Котов.

Впрочем, участвующие в заседании рекламные деятели тут же заявили, что никакое ужесточение законов не в состоянии остановить двигатель торговли и что при любом законе они всегда найдут нетрадиционный ход.

Источник: Газета