25.02.2004

Рост в пользу маленьких. Крупнейшие рекламные агентства теряют долю на рынке



Сергей Рыбак
Роман Кутузов
Ведомости

         Больше всех от прошлогоднего роста рекламного рынка выиграли небольшие агентства. Такой вывод можно сделать из предварительных результатов исследования, проведенного крупнейшими продавцами рекламы. Четыре ведущих оператора рекламного рынка - "Видео Интернешнл", АДВ, BBDO и Starcom MediaVest - уступили своим более мелким конкурентам почти 3% рынка.

        По данным Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) , в прошлом году оборот отечественного рекламного рынка увеличился на 31% до $2,63 млрд. Из них около $1,2 млрд компании потратили на закупку телевизионного времени, $745 млн - на оплату объявлений в газетах и журналах, а остальное - на наружную и радиорекламу.

        Крупнейшие операторы рекламного рынка - холдинг "Видео Интернешнл", продающий рекламу на "Первом канале", РТР, Ren TV и СТС, и рекламная служба телеканала НТВ.

        В распоряжении "Ведомостей" оказались предварительные результаты исследования, проведенного крупнейшими продавцами рекламы - холдингом "Видео Интернешнл" и рекламной службой НТВ. За год совокупная доля четырех ведущих групп на медийном рынке сократилась на 2,8% до 58,2% (см. табл. ). Крупнейшая рекламная группа страны - "Видео Интернешнл", продающая рекламу, в частности, для "Балтики", потеряла за год более 2% рынка: ее доля сократилась с 25,2% до 23%. На 1,3% сократилась доля группы BBDO, размещающей рекламу для Pepsi-Cola и Frito-Lay. Практически не изменилась - минус всего 0,2% - позиция холдинга Starcom MediaVest, размещающего рекламу Coca-Cola и пивоварни "Эфес". Из группы лидеров улучшить свой результат (+0,9% ) смогло лишь АДВ.

        Зато заметно прибавили средние агентства. Например, российская компания "Сорек-Медиа" увеличила свою долю на рынке с 1,4% до 2% , "Медиа Артс" - с 1,1% до 1,9% , международная медийная группа MindShare - на 0,7% до 2,5% , на 0,2% увеличило свою долю агентство Young & Rubicam.

        По словам Сергея Пискарева, отвечающего за продажи рекламы на канале НТВ, лидеры рынка увеличивали оборот главным образом за счет роста рекламных бюджетов своих клиентов. Его наблюдение подтверждает Анастасия Горюнова, гендиректор медийного агентства Universal группы АДВ, продающего рекламу для корпораций Nestle и SUN Interbrew. Основной рост бизнеса Universal обеспечили новые кампании для существующих клиентов. Агентство, в частности, закупало рекламу для новых продуктов Neslte - леденцов ActiV и кофе Nescafe. Бюджеты новых клиентов, таких, как Microsoft, повлияли на оборот Universal в меньшей степени. А представитель "Видео Интернешнл" назвал сокращение доли своей компании естественным колебанием, напомнив, что "ВИ" остается безоговорочным лидером рынка. В прошлом году холдинг потерял одного из крупнейших клиентов: Pepsi-Cola вернула свои рекламные бюджеты в структуры BBDO. Но и она не смогла удержать свои позиции, лишившись бюджетов таких клиентов, как Gillette.

        Диаметрально противоположная ситуация у небольших агентств - они наращивали обороты в основном за счет новых клиентов. Например, по словам гендиректора MindShare Владимира Расса, его бизнес рос благодаря появлению новых клиентов, таких, как Pfizer, "Ярпиво", Kimberly-Clark. По словам Андрея Кокорина, гендиректора компании Strategist Media, входящего в группу "Медиа Артс", среди новых клиентов агентства появилось несколько компаний, ранее вообще не работавших с агентствами, например "Аэрофлот", собирающийся потратить на рекламу около $10 млн, и "Росгосстрах", направивший на это $17 млн.

        Клиенты теперь интересуются не громким именем агентства, а уровнем сервиса, говорит гендиректор "Сорек-Медиа" Армен Туманян. "Теперь оборот таких агентств, как наше или "Медиа Артс", исчисляется достаточно крупными суммами, а на эти деньги можно нанимать высококлассных специалистов", - говорит он.

        Сами рекламодатели подтверждают, что средние по обороту компании зачастую обеспечивают лучший сервис. Например, по словам пресс-секретаря "Аэрофлота" Ирины Даннебрег, из 10 крупнейших групп специалисты "Медиа Артс Груп" предложили наилучшую концепцию.

        В прошлом году агентство Young & Rubicam выиграло тендер на размещение рекламы коньяка Otard. Вскоре по улицам Москвы стали ездить несколько грузовиков, на бортах которых были установлены рекламные щиты этого напитка. Столь необычная реклама привлекала внимание потребителя. "Наш выбор обусловливается просто, они предложили лучшую креативную идею", - говорит Виталий Ивлиев, директор по маркетингу Bacardi-Martini. Но основным рекламным партнером поставщика Otard, Bacardi-Martini, остается группа "АДВ".

        Гендиректор маркетингового агентства Gallup AdFact Руслан Тагиев считает сокращение доли крупнейших агентств, таких как "Видео Интернешнл", очень хорошим явлением для российского рынка. "Значит, лучший сервис могут получить небольшие отечественные клиенты, и у компаний, подумывающих выйти на рынок, больше выбор", - объясняет он.





Источник: Ведомости