01.03.2004

Бесполезные ведомства обнаружила в структуре исполнительной власти комиссия Бориса Алешина



Анна Николаева
Екатерина Дербилова

         Авторы административной реформы вычислили несколько бесполезных федеральных ведомств. Проведенный реформаторами анализ показывает, что МНС, Минэнерго, МАП, Госстрой и Госкомрыболовство как отдельные органы для эффективной работы исполнительной власти не нужны. Понадобятся ли они президенту и новому премьер-министру, чиновники не знают.

        Комиссия по административной реформе под руководством и. о. вице-премьера Бориса Алешина с июля прошлого года ищет пути выполнить поручение президента и сделать госаппарат "эффективным, компактным и работоспособным". Изучать различные функции органов исполнительной власти чиновники закончат к апрелю. Пока, как сообщил в пятницу сам Алешин, из 5300 полномочий реформаторы проанализировали примерно 5000. Они должны быть перераспределены между ведомствами так, чтобы один и тот же орган не мог совмещать правоустанавливающие, правоприменительные и надзорные функции. Для этого наряду с министерствами будут созданы специальные отраслевые агентства и четыре федеральных надзора - по биологическому благополучию человека, экологической безопасности и охране окружающей среды, а также транспортный и технологический надзоры.

        Как стало известно "Ведомостям", проведенный реформаторами анализ показывает, что Минэнерго, Министерство по антимонопольной политике и МНС, а также Госстрой и Госкомрыболовство не набирают достаточного количества уникальных функций, чтобы сохранить статус самостоятельных ведомств. Доклад комиссии, доказывающий это, президент Владимир Путин получит к 1 апреля.

        Сейчас в структуру федеральной исполнительной власти входят 23 министерства, восемь госкомитетов, 11 служб, две комиссии, семь агентств и два надзора.

        Как говорит высокопоставленный источник в комиссии Алешина, у Минэнерго, МАПа, Госстроя и Госкомрыболовства просто не остается "существенных функций", с которыми не справились бы другие ведомства. "Например, функция Минэнерго по расчету нефтяных балансов может быть передана какому-нибудь агентству, а другие [нужные] функции министерства могут отойти в Минэкономразвития", - рассуждает другой источник, знакомый с результатами работы комиссии. Госкомрыболовство, по словам правительственного чиновника, может быть преобразовано в специальный департамент Минсельхоза. Другой участник комиссии Алешина говорит, что реорганизации в результате анализа функций может подвергнуться и МНС. "Де-факто министерство выполняет функцию по учету налогов, с которой может справиться и Минфин", - поясняет чиновник. При этом полномочия МАПа по установлению тарифов связи должны перейти в единый тарифный орган, заботу о малом бизнесе предлагается передать Минэкономразвития, а само ведомство Ильи Южанова преобразовать в федеральный надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, защитой прав потребителей и конкуренцией.

        Южанов соглашается, что некоторые функции его министерству не под силу. "Я считаю, что господдержка малого бизнеса - это общеэкономическая задача, которой должны заниматься либо Минэкономразвития, либо Минпромнауки, либо какое-то специальное ведомство", - объяснял и. о. министра журналистам в пятницу. Но другие чиновники расставаться со своими полномочиями не желают. Временно исполняющий обязанности председателя Госкомрыболовства Владимир Бурков убежден, что его ведомство нужно только укреплять. "Пока комиссия [наверняка] приняла решение ликвидировать лишь несколько избыточных функций комитета, а такие важные функции, как контроль за использованием биоресурсов и разработка правил мореплавания, остаются у нас", - говорит Бурков. А по мнению председателя правления Союза рыболовецких колхозов Бориса Блажко, пора "ставить вопрос о создании [отдельного] министерства по управлению рыбной отраслью".

        Председатель Госстроя Николай Кошман убежден, что, "когда стоит задача удвоить объемы вводимого жилья и реформировать ЖКХ, ликвидировать Госстрой невозможно". Не менее агрессивно настроены и в Минэнерго. "Как без министерства можно рассчитывать балансовые задания, контролировать реформу естественных монополий, вести энергодиалоги с зарубежными партнерами, особенно учитывая сырьевую ориентацию нашей страны? " - возмущается чиновник министерства. Впрочем, знакомый с работой комиссии Алешина источник допускает, что Минэнерго могут слить в единое ведомство с Минприроды и Минатомом. Президент института энергетической политики Владимир Милов говорит, что "в нынешнем виде" существование этого министерства бессмысленно. "После того как Минэнерго утратило полномочия по регулированию доступа нефтекомпаний к трубопроводам, серьезных функций у него не осталось", - считает эксперт.

        Но пока что реформаторы не знают, будут ли востребованы результаты их собственной работы. Как рассказывает источник в комиссии по административной реформе, ни до, ни после отставки кабинета министров в администрации президента не интересовались "итоговой картиной по оставшимся полномочиям министерств и ведомств". "Мы даже не знаем, как будет дальше работать комиссия, тем более сложно сказать, как наши решения повлияют на формирование новой структуры [правительства]", - сетует чиновник. Алексей Макаркин из Центра политических технологий полагает, что Путин учтет наработки комиссии наряду с другими предложениями по реорганизации правительства, но при этом "будет руководствоваться и политическими мотивами, одним из которых станет ограничение влияния старого госаппарата". Бывший замруководителя аппарата Белого дома Алексей Волин говорит, что "структура правительства всегда формируется не только с технической, но и с политической точки зрения и достигается баланс этих составляющих, чтобы не было конфликта". Впрочем, по мнению руководителя рабочей группы РСПП по административной реформе Александра Шохина, количество министерств и ведомств обязательно должно быть сокращено и эта идея будет учтена при формировании новой структуры правительства.



Источник: Ведомости