01.03.2004

Мобильная информация становится самым динамичным сегментом рынка связи



Светлана Витковская

         Услуги так называемых контент-провайдеров, обеспечивающих пользователей мобильной связи информационными голосовыми сообщениями, а также SMS- и MMS-услугами, становятся все более востребованными. По оценке аналитической компании J'son & Partners, объем этого рынка в 2003 г. вырос более чем в 2,5 раза, составив почти $100 млн.

        Более 30 российских провайдеров предоставляют контент для более чем 4 млн пользователей. По оценкам J'son & Partners, они предлагают примерно 240 различных услуг, при этом 58% - это информация (справки, консультации) , 18% - новости, 15% - развлечения, 9% - игры. Общий объем рынка составил в 2003 г. $98 млн, из которых около $50 млн приходится на услуги на основе технологии SMS, $45 млн - на голосовой контент, $100 000 - на MMS, $3,5 млн - на WAP. На долю компаний МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" в конце 2003 г. приходилось 92% российского рынка дополнительных услуг при том, что их абонентская база составляет около 80% от общероссийской.

        Наиболее известные из компаний, предоставляющих мобильный контент, - питерские SPN Digital (торговая марка "Ревком") и "Инфон", а также интегрированная в "ВымпелКом" структура "БиОнЛайн". Среди иностранных поставщиков контента сами операторы выделяют финскую компанию Jippii, специализирующуюся на предоставлении картинок и мелодий. Наибольшее распространение мобильный контент получил в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве. По прогнозам J'son & Partners, к концу года численность контент-провайдеров увеличится до 80, а доходы от услуг в 2004 г. вырастут до $230 млн.

        Операторы сотовой связи соглашаются, что за контент-услугами большое будущее. "Информационные услуги у нас находятся на первом месте среди дополнительных услуг по темпам роста. За год их доля в доходах от дополнительных услуг удвоилась и сейчас составляет 20% ", - рассказывает директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров. "В России, как и на Западе, появится много небольших контент-провайдеров, которые будут оказывать информационные услуги определенным группам пользователей, и роль оператора в их раскрутке станет незначительной", - прогнозирует директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.

        Операторы считают, что контент-услуги вскоре станут основным инструментом в их конкурентной борьбе. "По мере насыщения рынка сотовой связи и замедления роста абонентской базы именно в контент-услугах и будут соперничать операторы", - говорит советник гендиректора московского филиала "МегаФона" Роман Проколов. "Развитие дополнительных услуг является практически единственным способом повышения ARPU (доход на абонента) без значительного увеличения затрат на абонента", - добавляет аналитик "Метрополя" Дмитрий Касьяненко.

        Наиболее популярными услугами мобильного контента в нашей стране являются заказы мелодий, логотипов и игры. "За год мы фактически в 10 раз увеличили аудиторию, и у нас сейчас более 1 млн зарегистрированных пользователей", - говорит Александр Забара, руководитель службы PR и рекламы компании - производителя мобильных игр Nikita Interactive. Он считает наиболее перспективным направлением игры на основе технологии JAVA, позволяющей получать на мобильный телефон аналог компьютерный игры в миниатюре. Забара также отмечает огромный спрос на услугу "SMS-знакомства". Интерес к российским играм появился даже у зарубежных операторов - так, новосибирский провайдер Shamrock games начал поставку своих SMS-игр в Израиль.

        Гендиректор контент-провайдера "Солво интернешнл" Леонид Арбатман прогнозирует увеличение удельной доли MMS-сервисов и рост популярности интерактивных услуг - таких, как "Знакомства" и "Чат". "Наша компания видит российский рынок наиболее перспективным на ближайшее время", - отмечает Арбатман. Аналитики говорят о перспективах российского рынка более осторожно. "Взрывообразный рост спроса на новые услуги обычно наступает после того, как ими заинтересуется 10% абонентов. На наш взгляд, в России такое проникновение мультимедийных услуг будет достигнуто не ранее 2007 г. ", - полагает аналитик "Атона" Надежда Голубева.



Источник: Ведомости