03.03.2004

Владимир Мау: "Либеральная экономика предполагает нравственное ведение хозяйствования"



На заседании VIII Всемирного русского народного собора был принят "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования", составленный по принципу 10 Божьих заповедей. По замыслу авторов (сотрудников РПЦ и экономистов), предприниматели и их объединения будут добровольно присоединяться к Своду, который "поможет всем участникам экономической жизни стремиться к идеальной модели хозяйствования". По мнению ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, участвовавшего в составлении Свода нравственных принципов, главная его задача - напомнить российскому бизнесу о том, что следование нравственным правилам может быть выгодно.

- Почему вы, либеральный экономист, вдруг взялись писать нравственные правила для бизнесменов под эгидой РПЦ?

- Прежде всего хочу заметить, что понятия "либерализм" и "нравственные правила" являются взаимодополняющими. Либеральная экономика предполагает нравственное ведение хозяйствования. Весной прошлого года ко мне обратилось руководство Отдела внешних сношений Московской патриархии с предложением поучаствовать в написании документа, который мог бы создать этические основы поведения людей, вовлеченных в экономику. Для меня был очень интересен сам процесс работы, который свел меня с несколькими умными и яркими людьми.

Все началось с того, что мне довелось выступить на конференции Отдела внешних сношений, где обсуждались вопросы православия и экономической активности. Я пытался показать, что не существует культурных или религиозных факторов, препятствующих эффективности российской экономики и российского бизнеса.

По моему мнению, те, кто пытается православным наследием обосновать низкую конкурентоспособность российского бизнеса, списывают недостатки своей работы на церковные установки. Это само по себе безнравственно. Нет ничего в православии такого, что препятствовало бы эффективному предпринимательству и конкурентной борьбе.

- Всегда были популярны теории, объясняющие экономические проблемы и недостатки политического строя России особенностями менталитета населения.

- Неплатежи у нас объясняли большими размерами территории. Авторитарный режим - холодным климатом. Да и сохранение множественности валютных курсов подчас списывали на особенности национального менталитета.

Но если я слышу, что при обсуждении экономических проблем предприниматель или чиновник вместо экономических выкладок начинает ссылаться на особенности российской ментальности, культурно-историческое наследие или традиции, то я на 90 процентов уверен: за красивыми словами стоит попытка получить что-то из бюджета не вполне законным путем. Если человек ведет честный бизнес, он аргументирует свои предложения в нормальных экономических терминах. В российской истории, религии и культуре нет ничего, что делало бы нас заведомо неэффективными или ущербными, что оправдывало бы низкую производительность труда или нечестность в бизнесе. Обо всем этом хорошо сказано в фильме "Обыкновенное чудо". Король, когда начинал хамить, говорил, что это в нем тетка по материнской линии проснулась. Аргументы о культурных и исторических особенностях - из этой области.

- Но почему тогда возникла идея создать Свод нравственных правил для бизнесменов на основе принципов христианской морали?

- В документе нет демонстративных элементов православия и даже христианства, хотя писали его люди, связанные с православием. Мы долго спорили, о чем писать. Сначала надо было придумать структуру, и возникла идея выстроить Свод, отталкиваясь от 10 заповедей из Пятикнижия Моисея. Естественно, написанный на этой основе текст не является конфессиональным, его положения могут и должны представлять интерес для любого человека, занятого в хозяйственной сфере. Так что сам Свод не является религиозным документом.

- Какую же тогда задачу преследовали авторы, если не приобщение бизнеса к церкви?

- Российское общество вышло из революции и постепенно преодолевает внутренний раскол по базовым ценностям. Мы выходим в новую общественную среду, где важно искать точки консенсуса, вырабатывать общий язык, общие правила поведения.

Фундаментальная проблема российской экономики сегодня состоит в отсутствии кредитных историй. Их нет ни у кого: ни у граждан, ни у фирм, ни у государства. Это существенно повышает трансакционные издержки, усложняет ведение бизнеса. Можно сколько угодно совершенствовать банковское законодательство, но при данном низком уровне доверия всех ко всем финансовые институты будут оставаться в довольно жалком состоянии.

В периоды революций и нестабильности ловля рыбы в мутной воде может быть выгодным занятием. Сейчас бизнесу надо научиться жить в мирных условиях. Свод нравственных правил напоминает ему о том, что следование нравственным правилам может быть выгодно.

- То есть это некая попытка объединить российское деловое сообщество вокруг идей нравственности и морали?

- На мой взгляд, бизнес должен объединяться вокруг задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики. Любой Свод нравственных правил обычно забывается в момент его принятия. Конечно, если это не Моральный кодекс строителя коммунизма, правота которого подтверждается силой всего советского аппарата принуждения. В нашем Своде правил нет ничего такого, чтобы Иисус Христос называл "бременами неудобоносимыми". Предложенный набор принципов ведения бизнеса выгоден самому бизнесу. Среди них нет ничего, что требовало бы альтруизма, отказа от собственности и вообще было бы неприемлемо для делового человека.

Получился, на мой взгляд, достаточно ответственный и, если угодно, либеральный документ. В нем подчеркивается, что ни бедность, ни богатство не есть благословение. Богатые должны думать, как эффективнее распорядиться своими деньгами так, чтобы не поднялась волна, которая их уничтожит. Бедные не должны гордиться бедностью, а бороться за выход из бедного состояния. Но добиваться богатства надо законными методами, без потрясений и воровства.

Свод нравственных правил - не официальный документ, который надо подписывать кровью, и я не считаю, что он перевернет мир. Это еще один шаг в правильном направлении, кирпичик в здании общественного согласия. Если хотя бы несколько человек начнут поступать по этим правилам - это уже будет достаточно для оправдания его появления.

Источник: Известия