03.03.2004

Ноу-хау УАЗа. Рабочие завода будут покупать его автомобили в кредит



Анжела Сикамова


         Ульяновский автозавод, входящий в холдинг "Северсталь-Авто", нашел новый способ увеличить продажи своих автомобилей. С марта его рабочие смогут под гарантии предприятия получать в Сбербанке кредиты на покупку "уазиков". В "Северсталь-Авто" рассчитывают, что сотрудники УАЗа будут покупать по этой схеме 100 - 200 машин в месяц.

        ОАО "Северсталь-Авто" было создано в 2002 г. и контролирует 66,07проц. акций Ульяновского автомобильного и 65,28проц. Заволжского моторного заводов. На УАЗе трудится 22 000 человек, на ЗМЗ - 16 500. По предварительным данным, консолидированная выручка "Северсталь-Авто" по РСБУ в 2003 г. составила около 19 млрд руб. , а чистая прибыль - 886 млн руб. Более 80проц. акций компании контролируют совладельцы "Северстали". В 2003 г. продажи уазовских автомобилей выросли на 8,3проц. по сравнению с 2002 г. и составили 78 538 штук.

        UAZ-Hunter является модернизированной версией внедорожника УАЗ-31514 ( "козел"). Запущен в производство в ноябре. Запланированный объем продаж на 2004 г. - 33 000 штук.

        Simbir - новая модель внедорожника, выпускается с февраля. Запланированный объем продаж на 2004 г. - 6000 шт.

        Как рассказал "Ведомостям" директор по корпоративным финансам "Северсталь-Авто" Николай Соболев, с 1 марта работники УАЗа могут получить в Сбербанке кредит на покупку автомобилей UAZ-Hunter и Simbir. Банк будет финансировать 80проц. стоимости автомобиля, а поручителем по кредиту будет выступать сам УАЗ. Кредиты выдаются в рублях на один и три года под 12проц. и 13проц. годовых соответственно. Оставшиеся 20проц. стоимости автомобиля сотруднику предприятия необходимо оплатить самому.

        Соболев говорит, что стоимость автомобилей для работников УАЗа будет на 5проц. ниже заводских отпускных цен. Так, Hunter в марте обойдется сотруднику предприятия в 187 000 руб. , первый взнос составит 37 400 руб. , а ежемесячные выплаты - 13 300 руб. при получении годичного и 5000 руб. трехлетнего кредита. Предусмотрел УАЗ и меры против тех, кто захочет неправомерно обогатиться за счет предприятия. До тех пор пока кредит не будет погашен, работник не сможет продать свой автомобиль. По новой схеме УАЗ рассчитывает продавать 100 - 200 машин в месяц. Соболев говорит, что при средней зарплате на предприятии около 7000 руб. это более чем реально. Он утверждает, что около трети работников УАЗа уже выразили готовность получить кредит на покупку машины.

        По словам Соболева, с апреля аналогичная программа будет доступна и сотрудникам Заволжского моторного завода. "Ее цель двойственная, - говорит Соболев. - С одной стороны, мы хотим поощрить наиболее ценных сотрудников завода, с другой - стимулировать продажи автомобилей Hunter, активное продвижение которых началось в конце прошлого года".

        До сих пор лишь "АвтоВАЗ" продавал своим работникам автомобили в кредит. Но, как сообщили "Ведомостям" на предприятии, кредит на покупку дает не банк, а сам "АвтоВАЗ". Работник предприятия получает автомобиль, заплатив 50проц. от его стоимости, а оставшуюся сумму выплачивает в течение двух лет. Другие автозаводы и вовсе не кредитуют своих работников. "Бывали случаи, когда особо отличившихся работников премировали автомобилем, но это происходит не так часто", - говорит пресс-секретарь Горьковского автозавода Сергей Луговой. А менеджер по маркетингу СП "GM-АвтоВАЗ" Дмитрий Попов и менеджер по связям с общественностью Ford Motor Company Оксана Хартонюк говорят, что работники их предприятий могут получить кредиты на покупку автомобиля у официальных дилеров, которые работают с банками напрямую.

        Аналитики пока не склонны верить в успех инициативы УАЗа. Руководитель банковского направления ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников указывает, что ставка кредита для работников предприятия будет ниже рыночной. Он отмечает, что стандартные ставки Сбербанка по кредитованию физических лиц находятся в диапазоне 16 - 18проц.. Но Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" полагает, что условия кредита рассчитаны скорее на руководителей среднего звена: "Выплаты по кредиту вряд ли по плечу рабочим на конвейере". А Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы отмечает, что ни Hunter, ни Simbir не являются машинами массового спроса. "Вряд ли таким образом можно увеличить их продажи", - резюмирует аналитик.



Источник: Ведомости.