03.03.2004

Счетная палата проверит президента "Российских железных дорог"



Как стало известно Ъ, Счетная палата РФ (СП) утвердила программу проверки ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), Московской железной дороги и МПС на предмет финансирования и использования госсобственности в рамках реформы железных дорог. Аудиторы должны завершить работу к 25 ноября и до 17 декабря представить свой отчет коллегии СП. По мнению отраслевых аналитиков, направления, указанные в плане проверки, говорят о том, что ее итоги станут инструментом в борьбе между двумя группами в высшем руководстве РЖД – одну из них возглавляет президент компании Геннадий Фадеев, другую – первый вице-президент Владимир Якунин.

       Аудиторы заинтересовались ОАО РЖД еще год назад – к проверке управления госсобственностью ФГУП "Горьковская железная дорога" Счетная палата приступила весной и завершила работу в июле, с окончанием инвентаризации имущества МПС, передаваемого в уставный капитал РЖД. Отчет об итогах проверки ГЖД коллегия СП рассмотрела 17 октября (см. Ъ от 22 октября). Напомним, что аудиторы выявили значительные расхождения наличествующего у ГЖД имущества с данными бухгалтерской отчетности, обнаружили массу недостатков в инвентаризации недвижимости и земель. А глава ведомства Сергей Степашин еще летом высказал опасения, что при передаче имущества от МПС к РЖД государство может понести ущерб.

       В распоряжении Ъ оказалась программа проверки МПС и РЖД на предмет финансирования и использования госсобственности в рамках реформы на железнодорожном транспорте. Отвечают за нее три аудитора, между которыми разделены основные направления работы. Михаил Бесхмельницын проверит разделение функций государственного и хозяйственного управления железными дорогами, правовую базу работы РЖД, выполнение программы реформирования, производственные, экономические и финансовые показатели, расчеты компании с бюджетом, проведение конкурсных торгов по закупкам ею товаров, работ и услуг, структуру и состояние основных фондов. Владислав Игнатов займется изучением Московской железной дороги (МЖД), ставшей отдельным объектом внимания аудиторов. СП интересует инвентаризация и порядок использования имущества и земель дороги, договоры аренды за 2003 год, соблюдение законодательства при финансовых и имущественных вложениях МЖД, законность вывода из ее структуры предприятий, не связанных с организацией движения. Юрий Воронин изучит работу МПС в ходе образования ОАО и бухгалтерскую отчетность министерства, РЖД и МЖД.

       Аудиторы уже начали работу по программе и должны закончить ее через девять месяцев. "Мы тщательно проверим все аспекты деятельности ОАО РЖД с момента его создания,– пояснил Ъ Владислав Игнатов.– В том числе движение активов и имущества, которые вносились в уставный фонд. Проверка ГЖД была очень показательной – мы обнаружили там серьезные нарушения, которые могут повториться в других подразделениях. Поэтому вопросы к руководству РЖД, конечно, будут".

       По мнению отраслевых экспертов, эти вопросы имеют под собой серьезную почву. "Перед созданием ОАО все денежные потоки и активы МПС передали ГУП 'Российские железные дороги', и только затем они достались РЖД,– поясняет эксперт BKG Владимир Скопцов.– Это был чисто волюнтаристский шаг высшего руководства МПС. По большому счету он не запрещен законодательно, но может стать объектом серьезной проверки. Кроме того, вызывает недоумение начало реструктуризации и выведения непрофильных активов уже через полгода после образования компании. Зачем тогда нужно было их сливать? Объяснение одно – чтобы заработать денег, причем не госведомству МПС, а коммерческой компании РЖД". В то же время господин Скопцов считает, что проверять компанию, работающую всего несколько месяцев, бессмысленно. "Спешно начатая СП проверка явно стала следствием и инструментом противоборства двух групп в высшем руководстве РЖД – Геннадия Фадеева и Владимира Якунина,– говорит он.– Показательно, что наряду с РЖД и МПС палата собирается проверять МЖД. Именно там до получения в 2002 году поста министра работал господин Фадеев, а также другие члены его команды, например, нынешний глава МПС Вадим Морозов и вице-президент РЖД Салман Бабаев. А между тем господина Якунина сейчас прочат на пост главы Минтранса, который будет объединен с МПС".

       Однако в РЖД аудиторов не боятся. Глава департамента ОАО по связям с общественностью Константин Пашков, также работавший в МЖД вместе с господином Фадеевым, вчера заявил Ъ, что компания готова к любым проверкам: "Мы уверены, что проблем по их итогам не будет. Все налоги мы платим исправно и работаем по утвержденным стандартам отчетности". По словам господина Пашкова, отчету о проверке ГЖД до сих пор так и не дан ход. "Половина выявленных тогда СП нарушений не подтвердилась,– уверяет он.– Не удастся аудиторам придумать очередной громкий скандал и на этот раз".

       Ъ будет следить за развитием событий.

    ОАО РЖД хочет контролировать цены на билеты

ОАО РЖД настаивает на юридическом закреплении его права самостоятельно устанавливать тарифы в дерегулируемом секторе пассажирских перевозок (купе и СВ, а также все типы вагонов скоростных поездов, в целом около 30% от объема перевозок). Об этом на заседании правления ФЭК заявил вице-президент РЖД Салман Бабаев. Дело в том, что в 2002 году право регулировать тарифы в конкурентном секторе было предоставлено МПС, сочетавшему государственные и хозяйственные функции, и сегодня ОАО РЖД может устанавливать тарифы в дерегулируемом секторе только через министерство. Господин Бабаев также отметил, что остается нерешенной проблема дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах грузоперевозок. Он призвал руководство ФЭК, МАПа и МПС до конца марта согласовать "Методические рекомендации по выделению конкурентных рынков перевозок грузов на железнодорожном транспорте" и перейти к рассмотрению конкретных предложений по дерегулированию грузовых тарифов.


РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ


Источник: КоммерсантЪ