11.03.2004

Авиакомпании берут на учет пассажиров-хулиганов



Российские авиаперевозчики по примеру западных коллег решили создать информационную базу данных об авиахулиганах. В "черный список" попадут пассажиры, чье поведение создавало угрозу для пассажиров и выполнения рейса. Человек из этого списка навсегда лишится возможности летать самолетами компании, которой он доставил хлопоты. При этом российские перевозчики сами рискуют угодить в "черные списки" Евросоюза, парламентарии которого считают, что у россиян есть проблемы с обеспечением безопасности полетов.


Из "черного списка" выхода нет

"Аэрофлот" начал работу над списком еще в прошлом году: за этот период в него попали 11 пассажиров, "отличившихся" неадекватным поведением на зарубежных рейсах компании. Причем в основном буянят, когда возвращатся в Россию, а не покидают пределы родины. Специалисты компании объясняют этот факт тем, что в России воздушное хулиганство по-прежнему считается легким проступком: дебошир отделывается штрафом в 500 рублей или просто получает предупреждение от сотрудников милиции. В США же штраф за подобные нарушения исчисляется десятками тысяч долларов, а в некоторых случаях это может стать поводом для уголовного дела.

"Создание "черного списка" призвано компенсировать излишнюю мягкость отечественного закона в этом вопросе, - говорит заместитель генерального директора "Аэрофлота" Сергей Кирюшкин. - Мы не будем впредь возить таких пассажиров на своих бортах. Причем это наказание не имеет срока действия".

Создание такой системы безопасности широко практикуется в системе международных альянсов. "Нежелательный пассажир" одного из членов альянса автоматически становится персоной нон грата на рейсах всех членов альянса. "Аэрофлот" скорее всего войдет в этом году в состав Sky Team. А это значит, что 11 пассажиров из "черного списка" "Аэрофлота" в недалеком будущем не смогут летать самолетами Air France, Aero Mexico, Alitalia, Czech Airlines, Delta, Korean Air и, возможно, KLM, которая в апреле объединится с французами.

Почин "Аэрофлота" поддержала "Трансаэро". По словам представителя "Трансаэро" Сергея Быхала, компания будет делиться этим списком с другими перевозчиками в обмен на их информацию. Другие российские авиакомпании не спешат заводить подобные списки, хотя на Западе - это обычная практика. Причем "черные списки" - не единственное средство в арсенале авиаперевозчиков для борьбы с хулиганами. Англичане - родоначальники футбола - борются спортивными приемами с нарушителями уже в аэропорту, до посадки в самолет: British Airways стала первой авиакомпанией в мире, которая ввела систему "желтых карточек". Данная схема была разработана по аналогии с футбольной системой и служит в качестве последнего предупреждения. "Желтая карточка" выдается каждому из пассажиров, позволившему себе некорректное поведение по отношению к сотрудникам наземной службы British Airways, - сказали "Финансовым Известиям" в московском офисе компании. - В случае дальнейшего проявления несдержанности его не допустят к посадке".


Российские авиакомпании рискуют оказаться в "черном списке" Евросоюза

К концу этого года Евросоюз (ЕС) намерен завести и опубликовать на своем интернет-сайте "черный список" авиаперевозчиков, нарушающих правила безопасности полетов: ЕС призовет пассажиров не пользоваться их услугами. А в 2006 году Европа намерена ужесточить меры и запретить таким авиакомпаниям полеты на континент. Правительства европейских стран и Европарламент уже одобрили законопроект, дающий право своим авиационным администрациям контролировать соблюдение перевозчиками из всех государств мира правил безопасности полетов. Сейчас эти функции осуществляют власти тех стран, где перевозчики зарегистрированы. Европейцы также намерены взять на себя проверку лицензий экипажей и наличия на борту всего необходимого для обеспечения безопасности полета - например, спасательных жилетов.

Такие права получат не только страны Евросоюза, но и Швейцария и Норвегия. Если одна из европейских стран закроет свое воздушное пространство для какой-нибудь авиакомпании, то этот случай рассмотрит Еврокомиссия, которая может запретить этому перевозчику все полеты на континент. Комиссар Еврокомиссии по вопросам транспорта Лойола де Паласио считает, что если авиакомпания не имеет достаточно средств на безопасность, то ей вообще лучше не летать. В числе потенциальных членов "черного списка" европарламентарии называют авиакомпании из Африки, Восточной Европы, Азии, Южной и Центральной Америки, а также России. Российские перевозчики этим очень удивлены. Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков сказал "Финансовым Известиям", что уровень безопасности на рейсах компании - один из самых высоких в мире.

Руководство Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подвергло планы европейцев жесткой критике. По мнению представителя IATA Уильяма Галлара, система безопасности полетов действительно нуждается в улучшении, но единственный способ для этого - проверка инспекторами, не зависимыми от европейских правительств.

Источник: Известия