15.03.2004

Дешевого туризма больше не будет. Авиакомпаниям невыгодно возить путешественников



На этой неделе "Аэрофлот" поднял цены на блоки мест для турфирм на большинстве европейских направлений. Вслед за национальным перевозчиком об удорожании чартерной перевозки объявила "Сибирь". Авиакомпании не хотят возиться с дешевыми блоками, когда можно заработать на продаже дорогих индивидуальных мест. Туроператоры полагают, что подорожание будет тотальным и долгим. Вместе с перевозкой постепенно будут расти в цене и турпакеты в целом - до тех пор, пока не будет решена проблема с лизингом авиатехники.

На днях "Аэрофлот" провел серию встреч с туроператорами. работающими на французском, испанском, кипрском, тайском и мальтийском направлениях. Предложенные перевозчиком предварительные цены на блоки мест на предстоящий летний сезон оказались выше прошлогодних примерно на $20-40 за место. Например, кресло в блоке мест на Испанию будет стоить $250-270 против $230-250 в 2003 году, на Таиланд - $480-490 против $460. Перевозка на Мальту подорожает на $20, причем блоки мест на этом направлении планируется сократить. Билеты в Париж в этом сезоне окажутся в среднем на 15% дороже, чем в прошлом, а наибольшее повышение коснется самых дешевых ночных возвратных рейсов.

Таким образом "Аэрофлот" пытается снять некоторую напряженность собственного бюджета и подтянуть доходность самых нерентабельных рейсов. Кроме того, перевозчик явно не заинтересован в обслуживании турпрограмм. "Процент занятости кресел растет на многих направлениях, и мы не хотим вытеснять дорогих индивидуалов дешевыми блоками", - объясняет Александр Королев, директор департамента управления доходами "Аэрофлота".

Удорожание перевозки всегда сказывается на общей стоимости турпоездок. Операторам нечем компенсировать ценовую политику авиакомпаний, поэтому стоимость билетов полностью ложится на плечи потребителей. То есть европейские турпакеты, в которые включена аэрофлотовская перевозка, в этом сезоне будут примерно на 10-15% дороже, чем прошлым летом. Условия национального перевозчика придется принять, поскольку найти альтернативные крылья становится все сложнее.

Например, на Париж летают только регулярные рейсы "Аэрофлота" и Air France. По словам Людмилы Пучковой, президента компании "Ланта-тур вояж", поднять чартер на французскую столицу невозможно, потому что практически нереально добиться разрешения обеих уполномоченных компаний. На испанском, кипрском или тайском направлениях альтернатива есть, но и другие авиакомпании сейчас начинают равняться на "Аэрофлот". "Сибирь", например, уже объявила о повышении цен на весенне-летнюю чартерную перевозку, мотивируя свое решение ростом курса евро и аэропортовских сборов. Стоимость билетов будет, в зависимости от направления, увеличена на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Аналитики службы "БАНКО" полагают, что в этом удорожании повинен не евро, а желание "Сибири" выйти из ниши дешевой перевозки. Доходность бизнеса становится для авиакомпаний важнее числа отправленных туристов. Согласятся ли операторы на условия авиакомпании, пока неясно. Клиенты, желающие летать исключительно "Аэрофлотом" и готовые за это доплачивать, есть у каждой турфирмы. А вот тешить амбиции "Сибири" согласятся немногие. "Но что нам останется делать, когда о повышении цен заявят и прочие перевозчики? А это ведь наверняка произойдет", - сокрушается Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур".

"У перевозчиков становится все больше проблем по мере приближения 2006 года, когда в Европу перестанут пускать старую технику. Им приходится брать новые самолеты в лизинг, а это очень дорого, и на чартерах таких денег не отобьешь. Поэтому авиакомпании стараются всеми силами увеличивать число регулярных рейсов в ущерб чартерам, хотя спрос на последние и растет", - считает Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора "Натали-турс".

Туроператоры уверены, что перевозка будет дорожать и дальше - примерно на 10-15% в год. "Чем больше авиакомпании будут увлекаться регуляркой, тем меньше им будут нужны турфирмы. Это означает, что недорогие поездки в Европу постепенно уйдут с рынка", - говорит Чувилкина.

Источник: Известия