15.03.2004

Рекорд прямых продаж



Сергей Рыбак

         В прошлом году совокупный российский оборот компаний, занимающихся прямыми продажами, таких как Herbalife, Avon или Oriflame, почти удвоился и превысил $1 млрд. Таковы результаты исследования, проведенного Российской ассоциацией прямых продаж (АПП).

        Как сообщается в подготовленном на прошлой неделе отчете АПП, в прошлом году оборот компаний - членов ассоциации составил $1,075 млрд. Ассоциация объединяет восемь фирм, в том числе американские Avon и Herbalife, шведскую Oriflame, российскую Faberliс. В 2002 г. совокупный оборот членов ассоциации составлял около $602 млн.

        Как сообщила "Ведомостям" президент АПП и исполнительный директор российского отделения Mary Kay Тамара Шокарева, рост отражает динамику продаж всех компаний, входящих в ассоциацию. "На самом деле оборот рынка индивидуальных продаж существенно выше, ведь членами нашей ассоциации не являются такие компании, как, например, немецкий производитель посуды Zepter", - утверждает Шокарева. По ее словам, около 90% оборота АПП пришлось на продажи парфюмерии и косметики, 6% оборота обеспечили поставщики пищевых добавок, 2% - производители товаров для дома.

        Участники рынка согласны с выводами ассоциации. Оборот Faberliс, крупнейшей российской компании - члена АПП, по словам ее президента Алексея Нечаева, увеличился за год с $80 до $145 млн в розничных ценах. Сергей Канашин, заместитель генерального директора представительства Oriflame в России также подтвердил, что в прошлом году российское представительство показало высокие темпы роста. По его словам, сегодня российский рынок является для Oriflame одним из самых крупных, а шведская марка стала здесь известнее, чем на родине. Оборот Mary Kay в России в прошлом году увеличился примерно на 60%.

        Канашин, а также представители Avon отказались раскрывать объем продаж компаний в прошлом году. Однако, как сообщил "Ведомостям" один из представителей международных компаний, входящих в АПП, объем продаж Oriflame в прошлом году мог составить примерно $250 млн, Avon - чуть больше.

        Рост индустрии прямых продаж объясняется возросшим интересом людей к частному предпринимательству, полагают участники рынка. "Все больше людей предпочитают работать не в больших компаниях, а иметь собственное дело", - полагает глава российского представительства Herbalife Олег Черепенин. До сих пор продукцию Herbalife продавали независимые дистрибьюторы, но в наступившем году, как говорит Черепенин, компания изменит операционную модель. Координацией продаж в России займутся офисы в шести городах страны.

        Российский рынок прямых продаж теперь входит в число 15 крупнейших в мире. Согласно прошлогодней оценке Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) , мировой оборот соответствующего рынка превышает $85 млрд, из которых около $30 млрд и $25 млрд приходится на США и Японию. Российский рынок приближается к аргентинскому или тайваньскому и почти в два раза меньше английского или французского.

        По прогнозам Шокаревой, российский оборот компаний - операторов прямых продаж увеличится в этом году как минимум на 30%.



Источник: Ведомости