16.03.2004


"Арбат Престиж" растет. Сеть закрывает небольшие магазины



Юлия Ярош

         Парфюмерная сеть "Арбат Престиж" объявила вчера о намерении закрыть треть магазинов в рамках реструктуризации бизнеса. Компания ликвидирует все магазины площадью меньше 1000 кв. м в разных районах Москвы. "Арбат Престиж" действует в соответствии с программой, разработанной для него ИК "Тройка Диалог", которая в конце прошлого года стала владельцем 40% акций сети. Средства от продажи недвижимости закрытых магазинов "Арбат Престиж" направит в открытие парфюмерных супермаркетов большей площади.

        ОАО "Арбат Престиж" является головной компанией одноименного холдинга, в который входят компания - оператор торговой сети и компания - владелец недвижимости. Совладельцем сети является управляющая компания "Тройка Диалог", которая приобрела 40% акций ОАО для одного из своих фондов. Сейчас сеть включает 14 магазинов в Москве с общим объемом продаж в 2003 г. около $202 млн. В конце января компания объявила о заключении договора франчайзинга с французской Marionnaud и собирается работать под брэндом "Арбат Престиж - Marionnaud" на всей территории СНГ.

        Контролирующий акционер "Арбат Престижа" Владимир Некрасов последователен в своих заявлениях: в феврале он объявил, что крупным совладельцем его сети является УК "Тройка Диалог". Одновременно с обнародованием имени нового акционера Некрасов заявил о необходимости структурировать бизнес компании, в этом, по его словам, должна помочь "Тройка". И вот "Арбат Престиж" закрывает треть магазинов - пять из 14 - потому что, по мнению "Тройки", для сети эффективнее работа в формате супермаркетов площадью свыше 1000 кв. м.

        Укрупнение формата магазинов станет первым шагом в реализации программы реструктуризации "Арбат Престижа", подготовленной "Тройкой", утверждает Некрасов. Подробности последующих шагов Некрасов отказался сообщить, отметив лишь, что "они будут направлены на увеличение операционной прибыли и оборачиваемости товара".

        "Арбат Престиж" теперь продаст четыре объекта недвижимости, в которых располагались его магазины, - на Тверской-Ямской, ул. Наташи Ковшовой, Рублевском шоссе и Кутузовском проспекте. Пятый из закрываемых магазинов - на улице Миклухо-Маклая - располагался на втором этаже, арендованном у супермаркета "Седьмой континент". Средства, полученные от продажи недвижимости, будут реинвестированы в развитие сети и покупку магазинов большей площади. Например, компания не намерена уходить с Кутузовского проспекта и в ближайшее время собирается открыть там новый магазин общей площадью 1362 кв. м.

        По мнению одного из столичных специалистов косметического рынка, подчинение магазинов единой концепции рано или поздно становится логичным шагом для всех сетей. "Брэнды в магазинах продаются одни и те же, - говорит эксперт, - дальше начинается битва концепций". Например, "Арбат Престиж" и "Л'Этуаль" вроде бы практикуют одинаковый демократичный подход к покупателям, но "понимают его по-разному". "Обе сети работают без особого гламура, рассчитаны на покупателей, которые не задерживаются в магазине надолго", говорит собеседник "Ведомостей", в то же время в "Арбат Престиж" приходят "не за целевой покупкой, а для затаривания", с этой позиции очевидна эффективность супермаркетов большей площади, на которой можно представить значительный ассортимент, считает собеседник "Ведомостей".

        В то же время площадь парфюмерного магазина и его эффективность напрямую не связаны, считает другой аналитик, также пожелавший остаться неназванным. Это подтверждает вполне успешное, на его взгляд, функционирование магазинов "Л'Этуаль" площадью от 150 кв. м. "При годовых продажах в "Л'Этуаль" около $7000 на 1 кв. м, - говорит аналитик, ссылаясь на собственную оценку, - с операционной прибылью у них дела обстоят лучше, чем у "Арбат Престижа". Некрасов версию о низкой доходности закрываемых магазинов не подтвердил, но согласился, что "у маленьких магазинов сети рентабельность меньше". По его словам, продажи на 1 кв. м в "Арбат Престиже" составляют в среднем $15 000.

        "Возможно, им потребовалось привести бизнес в порядок с приходом Marionnaud", - предположил один из экспертов. Между тем руководство "Арбат Престижа" настаивает на причинах, связанных с "оптимизацией" и "максимизацией". "Такие решения не всегда даются легко, но это позволит дать наивысшую отдачу на вложенные средства акционеров", - говорит Некрасов.



Источник: Ведомости