18.03.2004

Тест "на трубу" устроили нефтяники премьер-министру



Александр Тутушкин
Екатерина Дербилова
Александр Беккер

         Перемены во властных структурах еще не завершены, а нефтяники уже обратились с челобитной к новому премьеру. Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК) просит Михаила Фрадкова создать условия для частных инвестиций в магистральные нефтепроводы. Но чиновники считают их пожелания черезмерными.

        Почти все магистральные нефтепроводы в стране принадлежат "Транснефти", а газопроводы - "Газпрому". Но есть и несколько частных проектов. Трубопровод Ангарск - Дацин стоимостью около $1,7 млрд и мощностью 30 млн т в год - планировали строить "ЮКОС" и китайская CNPC. А пять нефтекомпаний предложили строить трубопровод из Западной Сибири в Мурманск стоимостью $3,4 - 4,5 млрд и пропускной способностью 80 - 100 млн т. "РУСИА Петролеум" вынашивает планы постройки газопровода от Ковыктинского газового месторождения в Китай. Стоимость этого проекта - $2 - 3 млрд.

        Год назад тогдашний премьер Михаил Касьянов "жестоко разочаровал" крупнейшие нефтяные компании, собравшиеся было строить трубопровод. Он заявил, что все нефте- и газопроводы в России должны принадлежать государству. Теперь же нефтяники пытаются найти понимание уже у нового главы правительства.

        "Мы подготовили это обращение давно, - рассказал "Ведомостям" исполнительный директор СОНЭК Евгений Самойлов. - Но отправили только вчера, подождав, пока политическая обстановка в стране войдет в повседневное русло". В письме экспортеров говорится, что система магистральных нефтепроводов не полностью обеспечивает потребность компаний в увеличении экспорта, а это сдерживает рост производства нефти. Крупные инвестиции в трубопроводный транспорт вряд ли возможны без частного капитала, но действующее законодательство, говорится в письме, не гарантирует возврата частных вложений в новые магистрали.

        СОНЭК предлагает так изменить закон "О естественных монополиях", чтобы инвесторы могли окупить вложения и получать прибыль "за счет дифференциации тарифов и преимущественного обслуживания". Изменения надо внести и в обсуждаемый в Госдуме проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте", указывают в письме премьеру экспортеры нефти. "Мы понимаем, что государство не выпустит из своих рук контроль над трубой, и вовсе не стремимся к этому, - поясняет Самойлов. - Пусть контрольная доля в новых проектах будет у "Транснефти".

        Источник в Белом доме сказал "Ведомостям", что письмо от СОНЭК пока не дошло до Фрадкова. "Но мне представляется, что это обращение ни к чему не приведет, - говорит чиновник. - Дело не в фамилии премьера, а в законодательстве, которое регулирует строительство магистральных трубопроводов. Позиция государства остается неизменной: частные компании не должны быть их собственниками". Того же мнения и сотрудник администрации президента: "Для изменения позиции государства нет оснований. Лучше бы компании строили нефтеперерабатывающие мощности". "Магистральные трубы должны быть в сфере исключительной государственной ответственности, потому что речь идет о позиции России на мировом рынке", - говорит источник в окружении министра энергетики и промышленности Виктора Христенко.

        Чиновник федеральной тарифной службы считает, что правительство может разрешить строительство частных трубопроводов. А зампредседателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич убежден, что новые трубопроводы должны оставаться в госсобственности, но инвесторам можно дать преференции по тарифам и квотам на прокачку. На это вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев напоминает о принципе равнодоступности трубопроводов.

        Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов подчеркивает, что вопреки прогнозам рост добычи нефти в этом году не снизился и за два месяца составил почти 12%. Усилия "Транснефти" пока отвечают текущим требованиям, но в долгосрочной перспективе России непременно потребуется новая крупная магистраль.



Источник: Ведомости