22.03.2004

"По-моему, $10 млрд пока вполне достаточно". Алексей Кудрин о снижении налогов



В эти выходные министр финансов АЛЕКСЕЙ КУДРИН передал в правительство свои предложения по очередному этапу налоговой реформы, а их суть изложил обозревателю Ъ ПЕТРУ Ъ-НЕТРЕБЕ.        – Вы завершили очередной этап налоговой реформы снижением ЕСН. Не считаете ли вы, что можно было действовать более радикально?
       – Когда говорят, что нужна более радикальная реформа, я спрашиваю: а чего мы этим добьемся? Нужно, чтобы предприятия еще меньше платили? Если взять все эффекты влияния на экономический рост, влияние на легализацию бизнеса, сохранение достойных пенсий, то мы представили наиболее оптимальные параметры. Налоговая система прежде всего обеспечивает расходы на социальную систему. Если говорить о налоговой нагрузке вообще, то она заметно, год за годом снижается, достаточными темпами, обеспечивающими удвоение ВВП. Это тем более будет видно и при снижении ЕСН. В результате последнего снижения бизнес получит 280 млрд руб., которые могут быть инвестированы в экономику. Важно, чтобы эти деньги максимально сработали на модернизацию предприятий. По-моему, $10 млрд пока вполне достаточно.
       Я считаю, что существенного увеличения легализации бизнеса, даже если бы мы снизили ЕСН до 20%, быстро бы не произошло. Основная легализация уже прошла. Для многих малых предприятий или тех, кто работает по "серым" схемам, показалось бы недостаточно и такого снижения.
       Теперь по пенсионному обеспечению. Я хотел бы спросить у представителей бизнеса, можно ли жить на ежемесячную пенсию в 2100 руб.? Снижая ЕСН до 26%, мы еще раз уменьшаем возможность для увеличения пенсий. Поэтому даже такое снижение я считаю радикальным. Это уже заставило нас искать новые пути для улучшения пенсионного обеспечения. В полном виде наша накопительная пенсионная модель заработает только в 2032 году. До этого мы будем вынуждены действовать в рамках распределительной системы, и поэтому немаловажны текущие платежи и ставка ЕСН. Сегодня ЕСН уже не обеспечивает даже умеренную, инфляционную индексацию пенсий. В 2005 году федеральный бюджет должен на 167 млрд дотировать Пенсионный фонд. В ближайшие годы такая дотация может вырасти до 360 млрд руб. Но к 2012 году запланировано, что она снизится до нуля. Исходя из принципа ненаращивания бюджетных расходов, мы будем дотировать Пенсионный фонд за счет уменьшения других расходов. Но кроме этих 167 млрд мы взяли на себя обязательство увеличить пенсии на 164 млрд руб. в связи с отменой льгот. В результате в 2005 году дотации Пенсионному фонду составят 341 млрд руб.        – Что вас заставило отказаться от введения НДС-счетов и окончательное ли это решение?
       – Пока мы его отложили. Мы разработаем специальные информационные технологии, которые по своему характеру будут похожи на НДС-счета, но при этом не будут отвлекать средства предприятий. Мы еще раз поработаем над вопросами усиления администрирования НДС. На совете по предпринимательству в феврале сами предприниматели просили усилить правоохранительную составляющую в борьбе с уклонением от уплаты НДС. Странно, конечно, от них это слышать, но я их понимаю. Мы должны иметь возможность выбирать – или усилить правоохранительное администрирование, или усиливать администрирование через налоги. Предприниматели решили – пусть лучше борются правоохранительные органы. Кроме того, мы будем вводить системы электронных счетов-фактур. Готовим введение уплаты НДС по отгрузке товара. Это также улучшит администрирование НДС.        – В 2006 году вы снизите НДС до 16%?
       – Скорее да.
       – Предприниматели вправе заподозрить, что первый этап административной реформы выиграли чиновники и резкое изменение структуры правительства ничего не дало. Согласитесь ли вы с этим?
       – За неделю это трудно почувствовать. Сейчас уже видно, что комиссия Александра Жукова пойдет значительно дальше, чем комиссия Бориса Алешина. Борис Алешин только вычеркивал функции, которые были записаны в положениях самих министерств. Реально же то, чем занимались министерства, все считали естественным, хотя это нигде вообще не было прописано. Например, ежегодно Минсельхоз создавал штаб по весенне-полевым работам. Собирались губернаторы и нефтяники, которым раздавались планы поставок топлива в разные регионы и даже определялась цена поставок. Это антирыночные меры, которые нигде не указаны. Новая структура и регламент работы правительства должны будут исключить такого рода инициативы.
       – Как же вы им это запретите?
       – В результате реформы у них не хватит для этого людей – численность отраслевых министерств существенно сокращается. Тот же Минсельхоз будет сокращен в два раза. Кроме того, у нас есть различного рода надзоры, такие, как энергонадзор, которые вполне законно жили за счет платежей самих же проверяемых. Все надзоры в течение года будут переведены на бюджетное финансирование.
       – Кстати, о численности. В Белом доме уже говорят, что Минфин должен превратиться в бухгалтерию правительства и сократиться до 200 человек. Так будет?
       – Минфин никогда не был самым крупным министерством. Не знаю, кто так шутит, но этот анонимный источник явно не знаком с ролью Минфина. Минфин, в том числе и по новому указу президента, вырабатывает налоговую, бюджетную, валютную и долговую политику, правила поведения финансовых рынков, готовит переговоры по всем финансовым вопросам, обеспечивает разработку бюджета не только России, но и ЕврАзЭСа, СНГ и других союзов. Дополнительно к нам перешли функции определения методологической деятельности по налоговому ведомству и по таможне. Я могу сказать, что Минфин, если бы не получил полномочия от других министерств, сократился бы. Но с учетом новых функций Минфин сохранит примерно прежнюю численность – около 1600 человек. Хотя будущее покажет.
       Мне абсолютно понятен следующий шаг по министерству – мы будем передавать функции по подготовке бюджета самим министерствам. Функции же исполнения бюджета все больше сконцентрируем в казначействе. Сам Минфин станет заниматься в основном чисто бюджетной политикой и правилами формирования основного финансового закона страны. Долговая политика перейдет во вновь создаваемое долговое агентство. Сейчас делается только первый шаг из десятка шагов, которые мы сделаем в будущем.
       – Почему МНС отдали вам, а таможню, обеспечивающую 40% доходов бюджета,– Герману Грефу?
       – Для нашей страны важна проблема защитных мер и вопрос режимов обработки товаров. Сейчас при вступлении в ВТО именно Герман Греф ведет переговоры со всеми странами именно по режимам и готовит ряд соглашений. Мы договорились, что на период вхождения в ВТО и на переходный период после этого таможня будет находиться под контролем Минэкономразвития.
       – Вы уверены, что доходы от таможни от такого распределения не сократятся?
       – Абсолютно уверен, я не вижу здесь возможности каких-либо бюджетных проблем.
Интервью взял ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА        

КоммерсантЪ