24.03.2004

На рыночные цены cобирается перевести сделки внутри холдингов Минфин



Светлана Иванова

         Минфин возобновил войну с трансфертными ценами. Чиновники предлагают развязать руки налоговикам, чтобы те могли доначислять налоги на основании "нерыночности" сделок внутри крупных холдингов. Но налоговые консультанты уверяют, что трансфертные цены уже несколько лет не используются для экономии на налогах.

        Минфин намерен реанимировать поправки в 20-ю и 40-ю статьи Налогового кодекса, которые были написаны в 2001 г. , заявил вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Законопроект задумывался как орудие борьбы с одной из самых распространенных среди нефтяников схем налоговой оптимизации.

        До 2002 г. размер налогов (роялти и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) на добычу нефти зависел от цены ее последующей реализации. Поэтому добывающие подразделения почти всех нефтяных холдингов продавали сырье головным компаниям или связанным с ними офшорам по заниженным "корпоративным" ценам. Покупатели сырья были зарегистрированы в так называемых внутренних офшорах (Мордовии, Калмыкии и Чукотке) и экономили на уплате налога на прибыль, пользуясь региональными льготами. Три года назад поправки Минфина были заблокированы мощным нефтяным лобби во главе с председателем налогового подкомитета Госдумы, совладельцем "ЮКОСа" Владимиром Дубовым.

        Шаталов убежден, что трансфертные цены продолжают наносить большой ущерб бюджету. И хотя с внутренними офшорами покончено, новой угрозой, по мнению чиновника, могут стать особые экономические зоны, создание которых принципиально одобрило правительство.

        20-я статья НК перечисляет признаки взаимозависимости компаний, а 40-я дает право налоговикам контролировать сделки между ними. По НК чиновники могут доначислить налоги, если налогоплательщик продает связанной с ним структуре товар по цене, уровень которой более чем на 20% отклоняется от рыночной.

        Поправки Минфина существенно расширяют круг взаимозависимых компаний. "Теоретически в него можно будет включить кого угодно", - говорит партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. Например, взаимозависимыми предлагается считать организации, у которых имеется общий акционер, владеющий не менее чем 20% -ными пакетами акций, или "когда одно и то же лицо непосредственно или косвенно участвует в этих организациях".

        Одновременно поправки лишают бизнес презумпции невиновности. Сегодня цены считаются рыночными, пока налоговики не докажут обратного. Минфин предлагает вычеркнуть из кодекса эту строку, чтобы налоговики имели право доначислять налоги с учетом рыночных цен, не затрудняя себя сбором доказательств. Компаниям придется оспаривать их решение в суде, доказывая, что они действовали в рамках закона. При этом "правила определения цен для целей налогового контроля утверждаются правительством РФ", говорится в законопроекте.

        Эксперты не понимают, зачем Минфин ополчился на трансфертные цены - использовать их для налоговой оптимизации больше не имеет смысла. "Региональные льготы по налогу на прибыль с 1 января 2004 г. не могут превышать 4% от 24% -ной ставки, а ставка налога на добычу нефти вообще не зависит от цены", - напоминает менеджер по налогам компании "Энерджи консалтинг " Константин Павлович. "Единственная отрасль, которая пользуется трансфертными ценами для налоговой оптимизации, - табачная, где ставка акциза комбинированная. Но чтобы с этим покончить, достаточно ввести специфическую ставку [акциза на табак]", - рассуждает консультант.

        Вместо того чтобы устранить нынешние шероховатости внутри НК, поправки Минфина создают новые, говорит партнер компании Deloitte Геннадий Камышников. "Фактически, у нас действует двойное налогообложение сделок, - говорит он. - Во всем мире принят принцип симметричной корректировки обязательств: если с учетом рыночных цен одной компании доначисляют налоги, то ее контрагенту - уменьшают".



Источник: Ведомости