24.03.2004

Страхование вкладов не поможет быстро укрепить российскую банковскую систему, считают эксперты S&P и Moody's



Светлана Петрова

         Международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's не верят, что закон о страховании вкладов принесет много пользы российской банковской системе, по крайней мере в первые несколько лет его действия. Ведь Сбербанк лишится своей монополии на частные вклады еще только через три года, а критерии отбора банков в систему гарантирования не ясны. Впрочем, чиновники с такой позицией не согласны.

        27 декабря вступил в силу закон о страховании частных вкладов, обязывающий банки, принимающие депозиты граждан, участвовать в системе страхования и ежеквартально перечислять в специальный фонд 0,15% средних остатков на счетах физлиц. До конца июня банки должны подать в ЦБ заявку на вступление в систему, а к октябрю 2005 г. регулятор завершит отбор претендентов. После этого не вступившие в систему банки теряют право на привлечение вкладов, а у прошедших отбор на депозиты до 100 000 руб. будут распространяться 100% -ные гарантии государства. Управлять средствами фонда поручено Агентству по страхованию вкладов (АСВ).

        Запуск системы страхования частных вкладов - один из главных пунктов банковской реформы. Чиновники и финансисты ждут, что гарантии вернут доверие вкладчиков к частным банкам, покончат с монополией Сбербанка и увеличат приток депозитов граждан.

        Однако международные рейтинговые агентства не видят, как закон о гарантировании может улучшить положение, по крайней мере в ближайшие два-три года. "Нам сложно оценить конечный эффект от внедрения системы страхования, поскольку пока неясно, как закон о страховании будет реализован на практике", - пояснил директор Standard & Poor's Джон Гиблинг. Эксперт не верит, что запуск системы окажет принципиальное воздействие на банковский сектор, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Дело в том, что Сбербанк, на который приходится две трети частных вкладов, станет полноценным участником системы страхования только в 2007 г. (когда он лишится 100% госгарантий и отчисляемые им в систему средства попадут в общий котел). А критерии отбора банков в систему сформулированы настолько широко, что не позволяют оценить, сколько банков сможет пройти отбор и готов ли ЦБ отсеять маргинальные и мелкие банки.

        S&P предупреждает, что внедрение системы страхования в ближайшее время не повлияет на рейтинги отдельных банков и оценку агентством рисков банковского сектора в целом.

        Такого же мнения придерживается и агентство Moody's. "Система страхования действительно не повлияет существенным образом на банковскую систему и не отразится на рейтингах банков - мы не считаем вступление в систему существенным фактором", - говорит вице-президент, старший аналитик Moody's Investors Service Павел Шимачек. Moody's обещает дать позитивную оценку системе страхования, если она приведет к привлечению дополнительных ресурсов в сектор и повышению доверия населения к банкам. С другой стороны, это может привести к увеличению доли рискованных операций некоторыми банками - если вклады гарантированы, топ-менеджеры могут пойти на более рискованные вложения".

        В АСВ и ЦБ не разделяют пессимизм S&P и Moody's. Страхование вкладов - не подарок от государства: при наступлении страхового случая АСВ вместо вкладчиков станет кредитором банка и будет спрашивать с банкиров "гораздо строже", говорит замгендиректора агентства Андрей Мельников. А в ЦБ убеждены, что положительный эффект будет. "Критерии отбора настолько четкие, насколько это в принципе возможно, и поле для маневра максимально сужено - оценка дается предельно формализованно, чтобы исключить кривотолки и домыслы", - уверяет директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. По его словам, если бы ЦБ не был готов к жесткому отбору устойчивых банков, такие критерии просто не появились бы.

        Однако российские банкиры и аналитики разделяют скептицизм S&P. Чтобы эффект от страхования вкладов стал заметен, должны пройти проверки "большого числа банков" (тогда станет ясен подход ЦБ к отбору) и нужно дождаться отмены 100% -ных гарантий государства по вкладам в Сбербанке, считает предправления МДМ-банка Владимир Рашевский. А глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников напоминает, что у большинства коммерческих банков на вклады приходится пока незначительная часть ресурсов (не более 20% в пассивах даже у крупных банков) , соответственно, бизнес, на который распространяются гарантии, невелик, т. е. "принципиальных изменений с точки зрения рейтинга кредитоспособности банков не будет". "Пока гарантированная часть бизнеса очень невелика, и обслуживание корпоративного сектора определяет основную динамику развития банков и риски, которые они несут", - говорит он.

        Но банкирам не стоит расслабляться: хотя вступление в систему страхования в Moody's и S&P считают "нейтральным фактором", отсутствие банка в ней станет поводом для серьезного разбирательства рейтинговых агентств и может даже повлечь пересмотр рейтинга - ведь банк теряет право привлекать средства вкладчиков, а это не может не сказаться на объемах бизнеса и профиле деятельности.



Источник: Ведомости