25.03.2004

Захват бизнеса стал формой развития



Корпоративные конфликты в России стали нормой жизни бизнеса. Попытки решить их силами бизнес-сообщества пока не увенчались успехом: ведь чаще всего происходит поглощение крупными компаниями своих братьев меньших.

Корпоративные конфликты в России приобрели "атипичный" характер. К такому выводу пришли участники "круглого стола" бизнес-объединений (РСПП, "Деловой России" и ОПОРЫ России), обсудивших возможности внесудебного решения таких конфликтов и их влияния на российскую экономику. В принципе корпоративные конфликты, как правило, в виде недружественного поглощения конкурента, естественный процесс для бизнеса, считает директор ИК "Минфин" Владимир Черных: развивающийся бизнес всегда стремится поглотить конкурентов. В цивилизованных странах опасность быть съеденным подстегивает предпринимателей к увеличению эффективности бизнеса - на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. У России, как всегда, собственная стать: самые эффективные предприятия оказываются наиболее незащищенными перед агрессией. "У нас действует закон джунглей, - говорит Черных. - Чем жестче агрессор, чем грязнее его методы, тем сложнее ему противостоять". Поэтому, по его мнению, выживают те, у кого больше "административный ресурс". "У нас понятие эффективности включает связи с госструктурами и циничное использование законодательства", - добавляет управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Егонян.

Понятно, что конкуренция "административным ресурсом" ничего общего с рыночной конкуренцией не имеет. Говорить о повышении эффективности производства в таких условиях не приходится. "Недружественное поглощение может быть позитивным фактором, может способствовать приходу эффективного собственника, - говорит вице-президент РСПП, сопредседатель "Деловой России" Борис Титов. - Но это в тех странах, где есть нормальная судебная система и эффективное законодательство". Поэтому, полагает Титов, бизнес-сообществу надо самому активнее разбирать корпоративные споры.

Бизнес-арбитражи существуют во многих развитых странах. В США, например, таким образом разбирается по 10 тысяч конфликтов ежегодно. Российскому опыту пока только один год: объединенная комиссия по корпоративной этике при РСПП начала работу в 2003 году. Результаты более чем скромны. За год бизнесмены пожаловались на конкурентов только пять раз. Два случая решены полюбовно, два еще в работе, и только однажды арбитрам удалось вынести собственное решение. Было ли оно выполнено, не сообщается.

Удивительного здесь мало: все споры касаются жалоб небольших предприятий на крупные бизнес-объединения. В одном случае ответчик, компания "ЛУКОЙЛ", вообще отказался от участия в разбирательстве. Раздосадованная столь явным игнорированием со стороны нефтяной корпорации, комиссия по корпоративной этике даже отменила принцип добровольности участия в своих слушаниях.

"У нас в Коми три года назад, до прихода "ЛУКОЙЛа", более 40% нефтяных месторождений принадлежало малым предприятиям, а теперь более 80% месторождений принадлежит "ЛУКОЙЛу", - пожаловался представитель одного из истцов, компании "Нобель-Ойл". По его мнению, между крупными бизнес-структурами уже произошел раздел российских рынков, теперь они расширяют свой бизнес за счет поглощения средних и малых предприятий. Поэтому и обращений так мало: не верит малый бизнес, что комиссия при РСПП сможет их защитить от своих коллег-олигархов, хотя в состав арбитров и вошли представители "Деловой России" и ОПОРЫ.

О том, что крупный бизнес мало заинтересован в обсуждении проблем корпоративных конфликтов в России, говорили сами участники "круглого стола". Крупные компании представлял только "Илим Палп", пострадавший от действий "Базового элемента". Остальные, видно, больше надеются на ушлых юристов и "административный ресурс". "Мы не видим особого толка от комиссии по корпоративной этике", - признался Черных.

Известия