25.03.2004

"Аэрофлот" развернул самолеты на Россию



Вчера "Аэрофлот – Российские авиалинии" представил расписание полетов на весенне-летний период. Судя по нему, авиакомпания хочет вернуть себе лидирующие позиции на рынке внутрироссийских перевозок. "Аэрофлот" будет бороться за маршруты, которые сейчас контролируют региональные авиакомпании, несмотря на то что рентабельность этих полетов в ряде случаев бывает отрицательной. Ради этого "Аэрофлот" пошел на сокращение числа международных рейсов и сворачивание чартерных программ.
       Представляя весенне-летнее расписание, которое начнет действовать с 28 марта, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что авиакомпания решила вернуть утраченные позиции на рынке внутренних перевозок. Сейчас "Аэрофлот" занимает второе место после "Сибири" по числу пассажиров, перевезенных внутри страны. Для достижения поставленной цели "Аэрофлот" собирается почти в два раза увеличить регулярность полетов в "самые востребованные с точки зрения транспортных потоков" города России и открыть ряд новых маршрутов в Сибири.
       В частности, "Аэрофлот" увеличивает число рейсов в Санкт-Петербург с 35 до 53 в неделю, а в Екатеринбург и Краснодар – c 12 до 21. Кроме того, господин Окулов объявил о начале полетов в Барнаул, Кемерово, Тюмень, Сургут и Красноярск. Впрочем, господин Окулов признал, что для выполнения всех планов компании не хватает самолетов, в первую очередь – регионального класса. Летом "Аэрофлот" будет эксплуатировать 72 воздушных судна, что, по словам главы компании, явно недостаточно. Из-за нехватки лайнеров "Аэрофлот" полностью прекращает летать в Лиссабон, Сан-Франциско, Любляны, Амман и Вильнюс, из российских городов услуг "Аэрофлота" лишится Архангельск. Также "Аэрофлот" практически свернул чартерные программы, забронировав самолеты только для полетов в Испанию и Грецию.
       Авиакомпания пытается решить проблему дефицита самолетов, беря их в аренду у ГТК "Россия" (в частности, ее Як-40 будет летать в Липецк, а Ту-214 – в Бомбей). Также господин Окулов объявил, что авиакомпания приняла решение приобрести пять лайнеров Ту-154, четыре из которых будут куплены у Внуковского авиаремонтного завода.
       Замгендиректора авиакомпании Лев Кошляков заявил, что новая стратегия "Аэрофлота" базируется на принципе создания широкой сети для доставки жителей регионов к рейсам, которые выполняет авиакомпания из Москвы. "Создавая собственную сеть, мы стыкуем рейсы так, чтобы человек даже не задумывался о переходе в другую компанию",– заявил господин Кошляков.
       Конкуренты "Аэрофлота" скептически относятся к попытке национального перевозчика увеличить свое присутствие на внутреннем рынке. Так, пресс-секретарь KrasAir Андрей Липовецкий убежден, что "Аэрофлот" не сможет предложить на уже налаженных рынках нечто такое, что поможет ему завоевать новых клиентов, "поэтому выход для него только один – демпинговать". В авиакомпании "Сибирь" считают решение "Аэрофлота" активно развивать полеты на внутреннем рынке "ошибочным и менее выгодным с точки зрения доходов". "Мы, наоборот, развиваем международные программы – например, собираемся летать из Барнаула в Ганновер, Мюнхен, Анталью, а также приступаем к реализации ряда проектов, которые позволят нам увеличить пассажиропоток",– сообщили Ъ в пресс-службе "Сибири".
       И в самом "Аэрофлоте" не все поддерживают новую стратегию. Источник из окружения председателя совета директоров авиакомпании Александра Зурабова заявил, что убытки от некоторых внутренних маршрутов доходят до 45%. "Думаю, что менеджмент компании переориентируется на внутренние рейсы, желая повысить политический вес компании в глазах региональной элиты",– заявил собеседник Ъ.
       "Мы готовы недополучать некоторые доходы ради того, чтобы увеличить свою долю на внутреннем рынке, которая сейчас составляет 10%",– пояснил Ъ экс-президент Национального резервного банка, которому принадлежит 28% акций "Аэрофлота", депутат Госдумы Александр Лебедев. По его словам, разрыв в доходах от перевозки пассажиров на международных маршрутах и внутри страны за последние три года сократился с 200% до 50% и рентабельность внутреннего рынка неуклонно растет.
    Virgin Atlantic делает ставку на острова
Вчера третья по величине авиакомпания Великобритании Virgin Atlantic Airways, принадлежащая сэру Ричарду Брэнсону, заявила о расширении. Компания намерена заказать дополнительно два самолета A340-600, нанять 1400 новых сотрудников, включить в сетку маршрутов рейсы на Кубу и на Багамы, а также увеличить число рейсов по уже существующим направлениям. В июле компания откроет маршрут в Гавану и в Нассау (Багамы), благодаря чему Virgin Atlantic сможет конкурировать с British Airways. Кроме того, будет увеличено число рейсов на Гренаду, Тобаго и в Лас-Вегас. Как говорится в заявлении господина Брэнсона, появились признаки того, что коммерческая авиация, пережившая финансовый кризис после событий 11 сентября 2001 года и пострадавшая от войны в Ираке, оживляется. В прошлом году компания перевезла 3,9 млн пассажиров в 22 точки мира. Оборот Virgin Atlantic в 2003 году составил £1,4 млрд ($2,6 млрд).
"Аэрофлот" подсчитал доходы
Вчера "Аэрофлот" обнародовал предварительные итоги работы в январе–феврале 2004 года. Доходы "Аэрофлота" за два месяца составили $213 млн, превысив доходы за тот же период 2003 года на 28,6%. Расходы увеличились на 20,8% и составили $256 млн. Гендиректор авиакомпании Валерий Окулов заявил, что убытки в первом квартале – "вещь для авиаперевозчиков нормальная, потому что именно на этот период приходятся налоговые платежи и затраты на техническое обслуживание самолетов". Рост пассажиропотока за два месяца по сравнению с 2003 годом повысился на 16,2%. Также господин Окулов объявил, что авиакомпания направит на выплату дивидендов 12% от чистой прибыли предприятия – 467 млн руб. (в 2003 году авиакомпания выплатила 320 млн руб., что составило 10% от прибыли). Это означает, что авиакомпания заплатит 42 коп. на каждую акцию (в 2003 году – 29 коп.).

РИНАТ Ъ-ГИЗАТУЛИН, АЛЕНА Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ

КоммерсантЪ