26.03.2004


"ВымпелКом" заработал $1,3 млрд. Выручка оператора выросла в 2003 г. почти на 74прооц.



Светлана Витковская
Александр Борейко

         Второй по величине сотовый оператор "ВымпелКом" вчера объявил финансовые итоги прошлого года. Аналитики остались довольны - рентабельность бизнеса компании росла быстрее их ожиданий, а доходы перевалили за $1 млрд. Правда, в IV квартале 2003 г. у оператора несколько снизился показатель среднемесячного счета с абонента (ARPU) , но это был ожидаемый сезонный фактор.

        Выручка "ВымпелКома" в 2003 г. выросла по сравнению с 2002 г. на 73,8% и достигла $1,34 млрд. Чистая прибыль компании увеличилась на 80,6% и составила $129,6 млн. Показатель OIBDA увеличился на 90,3% до $613,2 млн, а OIBDA-маржа изменилась с 41,9% до 45,9%.

        В IV квартале 2003 г. по сравнению с III кварталом выручка выросла на 7,6% до $407,7 млн (при этом доходы от абонентов Москвы составили $263 млн, а от абонентов других регионов - $144,7 млн). Показатель OIBDA в IV квартале вырос на 4,7% до $186,9 млн. ARPU снизился с $14,4 в III квартале до $12,5 в IV квартале. В конце прошлого года "ВымпелКом" обслуживал 11,44 млн абонентов, а на 25 марта 2004 г. - 13,2 млн.

        В "ВымпелКоме" своими результатами довольны: компании удалось удвоить свою абонентскую базу и упрочить финансовое положение. "Итоги года замечательные. Это один из тех годов, которые нечасто случаются в жизни компании: мы добились значительного роста и увеличения доли рынка, выполнили задачи по увеличению прибыльности в различных регионах", - говорит гендиректор "ВымпелКома" Александр Изосимов. Доля рынка "ВымпелКома" в целом по России за 2003 г. возросла с 28% до 31%. У ближайшего конкурента, компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) , рыночная доля составляет 37%.

        Тенденцию к уменьшению ARPU в прошлом году продемонстрировали все три федеральных GSM-оператора. У "ВымпелКома" он снизился с $18,3 до $13,6. Это связано с изменением состава абонентской базы, появлением более экономных региональных пользователей, а также со снижением тарифов в результате конкуренции, отмечают в "ВымпелКоме". В IV квартале оператор получил ARPU на уровне $12,5.

        "Тенденция к снижению ARPU исключительно сезонная. У нас была активная кампания по продвижению услуг - 30 бесплатных минут после подключения, и такие условия и привели к снижению ARPU, - поясняет Изосимов. - Это нормальный процесс, и наша маржа существенно от этого не пострадала".

        Действительно, несмотря на то что IV квартал традиционно считается у операторов самым худшим в году, "ВымпелКом" превзошел ожидания рынка по показателю рентабельности. "Это говорит о сильном менеджменте и хорошем контроле затрат. Прибыльность компании оказалась выше, чем мы ожидали. Мы думали, что она снизится с 47% [в III квартале] до 42% , но компании удалось ее удержать", - говорит аналитик компании "НИКойл" Владимир Богданов.

        "Высокая рентабельность стала для нас сюрпризом. Это означает, что бизнес "ВымпелКома" в регионах вступил в более зрелую стадию и становится более прибыльным, - говорит аналитик "Атона" Надежда Голубева. - У МТС такого явления нет, поэтому у нее и худшая динамика от квартала к кварталу, хотя в абсолютных показателях она и лидирует. В III квартале рентабельность МТС была на уровне 54% ". В IV квартале "ВымпелКом" показал хороший рост рентабельности в регионах - с 39% до 43%.

        Богданов указывает, что у "ВымпелКома" снизились затраты на привлечение одного абонента с $18,9 до $18,1. "Возможно, это связано с тем, что оператор оптимизировал свою работу с дилерами, а также с увеличением количества абонентов", - отмечает он. Фондовый рынок также положительно отреагировал на опубликованные результаты. За первые три часа после открытия торговой сессии на Нью-Йоркской фондовой бирже ADR "ВымпелКома" выросли примерно на 8%.

        В следующем году в "ВымпелКоме" надеются сохранить высокие темпы роста и рассчитывают, что еще года два будет наблюдаться бурное развитие рынка. В 2004 г. компания собирается увеличить инвестиции в развитие бизнеса на 20% до $920 млн, причем основную часть направить в регионы. Изосимов надеется, что "ВымпелКом" в скором времени выйдет на сотовый рынок Дальнего Востока, единственного региона, на который оператору не удалось получить лицензию. "Мы решим эту проблему либо путем получения лицензии, либо скупкой региональных игроков", - подчеркивает Изосимов.



Источник: Ведомости