29.03.2004

РЖД вложит 40 млрд руб.в железную дорогу для "ЮКОСа"



Илья Хренников

         "Российские железные дороги" и "ЮКОС" договорились об увеличении в четыре раза к 2006 г. экспорта нефти в Китай - с нынешних 3,5 млн т до 15 млн т. Для реализации проекта РЖД инвестирует 40 млрд руб. в развитие инфраструктуры на китайском направлении. Но предоставить "ЮКОСу" пониженные тарифы, как было в случае с "Русалом", железнодорожники не намерены.

        В январе - феврале 2004 г. "ЮКОС" добыл 14 млн т нефти, из которых 7,5 млн т (61,2% ) отправил на экспорт. Другие российские нефтяники, за исключением ТНК-ВР, экспортируют менее половины добытой нефти. При этом около 40% экспорта "ЮКОСа" осуществляется не по трубе, а альтернативными видами транспорта, в том числе железной дорогой.

        Из 54,5 млн т сырой нефти, перевезенных в прошлом году по сети РЖД, доля "ЮКОСа" составила 31,7% (17,3 млн т). В перевозках "ЮКОСа" задействовано около 18 000 цистерн, более 7700 из них - собственный парк "ЮКОСа", за последние три года вложившего более $160 млн в строительство цистерн.

        Добывая нефть в Восточной Сибири, "ЮКОС" рассматривает близлежащий Китай как наиболее перспективный экспортный рынок. Однако трубопроводная система "Транснефти" обрывается в Ангарске (Иркутская область) , где находится перерабатывающее предприятие "ЮКОСа" - Ангарская нефтехимическая компания. Уже несколько лет "ЮКОС" лоббирует проект строительства нефтепровода из Ангарска в Китай (Дацин) , но с ним конкурирует проект Ангарск - Находка. Пока правительство России не определилось с маршрутом нефтепровода, подменить собой "трубу" взялась компания "Российские железные дороги".

        В субботу президент РЖД Геннадий Фадеев и председатель совета директоров "ЮКОСа" Семен Кукес подписали соглашение о сотрудничестве между двумя компаниями сроком до 2011 г. Согласно документу "ЮКОС" в ближайшие три года вчетверо увеличит железнодорожные поставки в Китай. Если в 2003 г. компания экспортировала сюда 3,5 млн т нефти, то в нынешнем году эта цифра составит 6,4 млн т, в 2005 г. - 8,5 млн т, в 2006 г. - 15 млн т. Чтобы перевезти столько нефти, РЖД придется расширить мощности пограничных переходов Наушки и Забайкальск, а также построить дополнительные железнодорожные пути и электрифицировать один из участков Восточно-Сибирской железной дороги, где до сих пор приходится использовать тепловозы. По словам Фадеева, это обойдется РЖД примерно в 40 млрд руб.

        Замначальника управления по регулированию железнодорожных тарифов Федеральной службы по тарифам (бывшая ФЭК) Константин Лазарев говорит, что в прошлом году "ЮКОС" просил чиновников установить для него пониженные тарифы для перевозок нефти в Китай. Однако правительственная комиссия по железнодорожным тарифам под руководством вице-премьера Виктора Христенко (ныне министр промышленности и энергетики) посчитала их недостаточно обоснованными. На вопрос "Ведомостей" о возможности установления особых тарифов для "ЮКОСа" президент РЖД Геннадий Фадеев ответил: "Нет, будут ездить на общих основаниях, по действующим тарифам".

        Сейчас, по данным Petroleum Argus, тариф Ангарск - Наушки составляет $27 за тонну нефти, а Ангарск - Забайкальск - $51. Однако в соглашении (его текст имеется в распоряжении "Ведомостей") есть такой пункт: "Стороны выражают совместную заинтересованность в формировании сбалансированной тарифной политики с учетом конъюнктуры и спроса на нефть". Руководитель транспортной службы одной из крупных промышленных компаний утверждает, что аналогичная формулировка содержалась в соглашении РЖД и "Русала". Оно было подписано в середине декабре 2003 г. А 29 декабря комиссия Христенко приняла решение об установлении для алюминщиков в 2004 - 2012 гг. исключительных тарифов на перевозку грузов, напоминает собеседник "Ведомостей". Тарифы для "Русала" были зафиксированы в долларах по состоянию на октябрь и не будут расти до конца 2011 г.

        Вице-президент "ЮКОСа" Александр Сапронов уверен, что соглашение выгодно не только его компании. "Развитие погранпереходов станет локомотивом для внешней торговли России с Китаем", - указывает он. От ответа на вопрос, рассчитывает ли "ЮКОС" получить особые тарифные условия, Сапронов уклонился.



Источник: Ведомости