30.03.2004

Борис Алешин не собирается менять курс



Вчера бывший вице-премьер РФ Борис Алешин впервые после своего назначения генеральным директором Федерального агентства РФ по промышленности обнародовал свои планы деятельности на новом посту. Стратегическим приоритетом для господина Алешина остается интеграция оборонной промышленности РФ. Ближайшими своими целями он видит создание объединенной самолетостроительной компании, вертолетостроительного холдинга и поддержку принятия закона, позволяющего иностранным компаниям приобретать до 49% акций российских оборонных предприятий.
       Для первого публичного выступления в ранге руководителя Федерального агентства РФ по промышленности (ФАП) Борис Алешин воспользовался пресс-конференцией корпорации "Иркут" и МДМ-банка, посвященной первым итогам первичного размещения акций "Иркута" на российском фондовом рынке. Специально чтобы облегчить участие главы ФАП в пресс-конференции, она была проведена в отеле "Олимпик Пента Ренессанс". Отель расположен в пяти минутах ходьбы от здания ФАП на улице Щепкина.
       "В первую очередь хочу похвалить МДМ-банк и руководство корпорации 'Иркут', которые выросли с уровня менеджеров до уровня хозяев,– начал с похвалы организаторам пресс-конференции Борис Алешин.– Эта сделка для государства важна как первая ласточка. Я надеюсь, что вслед за этой сделкой последуют и другие, поскольку сама по себе схема алгоритмична. Эта операция – важный индикатор и инструмент, который будет учтен при формировании единой самолетостроительной корпорации".
       Надо заметить, что создание объединенной самолетостроительной компании было предложено еще летом прошлого года в бытность Бориса Алешина вице-премьером РФ. По оценкам правительства, такая компания, объединившая ресурсы всех основных самолетостроительных фирм РФ, могла бы успешно конкурировать с ведущими зарубежными авиастроителями, отвоевав себе не менее 10% мирового рынка авиационной промышленности. По мнению господина Алешина, создать такую компанию можно было бы за два года в два этапа. Первый этап предусматривает создание частно-государственного консорциума, его управляющей компании, доля государства в которой составит от 25,5 до 51%. На втором этапе будет образована корпоративная структура в виде холдинговой компании с единой акцией всех вошедших в нее компаний. Для этого существующие федеральные самолетостроительные госпредприятия будут акционированы. В федеральной собственности останется от 25,5 до 51% акций компании.
       Коснувшись этой темы, Борис Алешин покритиковал менеджмент Российской самолетостроительной корпорации МиГ за желание отложить на 2008 год ее акционирование. В прошлом году МиГ был внесен правительством РФ в перечень предприятий, подлежащих акционированию в 2004 году с сохранением у государства 100% акций. "Правительство не меняет своих планов,– заметил господин Алешин.– Акционерная форма собственности приводит к конфликту между советом директоров и менеджментом компании, что и вызывает противодействие процессу акционирования". Однако, по словам господина Алешина, корпорация МиГ тоже должна войти в объединенную авиастроительную компанию. Поэтому акционирование МиГа необходимо. В связи с этим глава ФАП подверг критике недавно подписанное соглашение о вхождении нижегородского авиазавода "Сокол" в РСК МиГ. "Это два предприятия с разной формой собственности ('Сокол' – акционерное общество, а МиГ – госпредприятие.–Ъ),– напомнил Борис Алешин.– Поэтому их объединение юридически невозможно. Я видел их меморандум. Он из себя ничего нового не представляет. Такой же меморандум руководство 'Сокола' подписывало с прежним менеджментом МиГа".
       Значительно подогреть интерес менеджмента к акционированию госпредприятий, по мнению руководителя агентства, должны поправки к закону "О государственном регулировании развития авиации". Суть этих поправок состоит в расширении доли участия иностранного капитала в уставном капитале авиационных предприятий с 25% плюс одна акция до 49%. В январе–феврале этого года поправки уже одобрили комитеты Госдумы по собственности и промышленности. Теперь предстоит первое чтение закона. "До конца года, я надеюсь, он будет принят в трех чтениях,– заявил Борис Алешин.– До сих пор эти 25% сильно ограничивали иностранные инвестиции в нашу авиапромышленность".
       Кроме самолетостроительной промышленности агентство господина Алешина уже вплотную подошло к созданию вертолетостроительного холдинга. "Я сегодня внес документ о его создании в аппарат Христенко,– сообщил господин Алешин корреспонденту Ъ.– Он будет создаваться по примеру самолетостроительного холдинга, однако в нем будет своя специфика. В него войдут все основные российские вертолетостроительные заводы. Частные предприятия уже дали свое согласие о вхождении в холдинг".
       Борис Алешин подтвердил свою приверженность программе реструктуризации оборонно-промышленного комплекса России. "Я стоял у ее истоков, писал первую редакцию еще во времена Клебанова",– пояснил глава ФАП. Теперь эта программа существенно доработана. Из нее исчезли жесткое регламентирование количества создаваемых холдингов и перечень входящих в них предприятий. "Нельзя заранее сказать, кто с кем будет дружить через несколько лет. Однако цели программы и сроки ее реализации сохранены,– сообщил Борис Алешин.– Мы, как агентство, не можем теперь определять стратегию реализации программы. Это теперь функции министерства. Однако мы участвуем в формировании программы и в ее реализации".
КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ

КоммерсантЪ