02.04.2004

Билборды, прочь от дороги!



Всепроникающий российский госаппарат обратил свой взор на представителей рекламного бизнеса. Возможно, рекламщикам придется стать очередной "надеждой и опорой" городских бюджетов. Семена, посеянные в Москве, уже дали всходы в регионах, в том числе, на благодатной почве Свердловской области.

Тяжелая промышленность и торговля давно превратились в объект пристального внимания властных структур. Уже ставший хрестоматийным пример Свердловской области - ни одна политическая акция не обходится без участия промышленных гигантов. Оставшийся без ласково-пристального, быстро считающего чиновничего присмотра рекламный рынок за это время успел набрать обороты и стать весьма приятным "довеском" к коллекции бюджетных доноров и просто "хороших друзей" чиновников.

Первыми "ветер перемен" на себе должны почувствовать компании, занимающиеся наружной рекламой: билбордами, растяжками, плазменными экранами... Они всегда были наиболее зависимы от властей, особенно городских. Земля, на которой размещается реклама, чаще всего, находится в муниципальной собственности, что дает чиновникам отличную возможность для скрытого давления.

Накануне газета RBC daily опубликовала интервью первого заместителя председателя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимира Макарова. По его словам, столичным рекламщикам в скором времени придется приспосабливаться к новым правилам игры. Например, места под рекламные конструкции станут выставляться на открытые аукционы, которые заменят конкурсы, а договоры на право размещения рекламы между городом и участниками рынка больше не будут автоматически продлеваться.

Цены на право размещения наружной рекламы, само собой, поднимутся. По словам Владимира Макарова, аукцион изначально является более прибыльным видом конкурса, потому что предоставляет возможность торговаться, постоянно повышать ставки. В качестве примера он приводит конкурс на рекламное место под светодиодный экран в Кисловском переулке Москвы. Тогда представитель фирмы, которая в результате заняла второе место, предлагал заплатить на 50 тысяч долларов больше суммы, заявленной в оферте. Но по условиям того аукциона мы никак не могли пойти ему навстречу. Условия же открытого аукциона таковы, что есть только стартовая цена, которая в результате торга доходит до той, которую победитель готов заплатить за лот. Поднимутся цены - соответственно, серьезно вырастут поступления в городской бюджет. К чему, собственно, и стремились. А отмена автоматической пролонгации договоров позволит проводить аукционы чаще, тем самым еще больше "загибая" цены. Одна беда - разницу между бюджетом и собственным карманом понимают далеко не все из них.

Есть и другой аспект: любые резкие потрясения на рынке приводят к "отмиранию" наиболее слабых и молодых участников. В результате на рынке остается две-три /в Москве несколько больше - около 10/ крупных компании, способных выдержать и не такие передряги. Тогда цены вновь снижаются, но уже благодаря "внутренним договоренностям" властей и предпринимателей. Тем более, обычно, такие договоренности с крупными компаниями существуют задолго до подобных акций. В итоге, управляемость "сверху" или "в угоду" становится почти абсолютной.

Стоит заметить, что этот вариант - простейший. На практике все может оказаться, гораздо сложнее. К примеру, попытки "продавить" рекламный бизнес в Москве связывают с еще одним известным человеком, имеющим свои интересы на этом поприще. Руководитель министерства печати РФ Михаил Лесин в конце 90-ых работал первым заместителем Председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании /ВГТРК/, 1991 году выступил инициатором создания и учредителем АОЗТ "Продюсерская компания "Видео-Интернешнл" и нескольких дочерних фирм, занимавшихся как раз рекламной деятельностью на ВГТРК. По устоявшемуся мнению, он является одним из главных "воротил" рекламного бизнеса Москвы, а сегодня уже и России.

После отставки правительства Лесин лишился министерского поста. Судьба всех сотрудников Минпечати пока под вопросом, однако, Лесину настойчиво прочат место девятого помощника в администрации президента, курирующего информационную политику Кремля. В таком случае, он вряд ли позволит совершать слишком резкие движения на уже сформировавшемся рынке, наверняка вполне его устраивающем. По всей видимости, городские политики Москвы прекрасно понимают это и устроили переворот как раз в "смутное время" смены федеральной власти.

Екатеринбургские власти решили не отставать от московских коллег, как-никак "третья столица". Только методы у нас несколько более прямолинейные, провинциальные. С привлечением правоохранительных органов. Накануне начальник городского ГИБДД Юрий Демин озвучил буквально-таки революционную инициативу: демонтировать все рекламные щиты и плазменные панели на улицах Екатеринбурга. Вот в чем, оказывается, причина увеличения количества ДТП в городе. Водители отвлекаются на полуобнаженных барышень на рекламных щитах, а "целуются" со столбами. Причем, 98 процентов билбордов, маячащих сегодня на улицах Екатеринбурга, прямо попадают под снос.

Руководство большинства рекламных компаний уже высказало свое мнение по этому поводу. Суть комментариев ясна: беспредел, рынок умрет и так далее. Но по аналогии с "московским" вариантом можно предположить иное развитие событий. Сейчас на екатеринбургском рынке, пожалуй, два наиболее крупных оператора: "Терминатор" и "Полигон-принт". Ходят слухи о неплохих лоббистских возможностях этих компаний в горадминистрации. Видимо, им и "светит" поделить между собой рынок наружной рекламы, попутно попав в крепкие объятия серого дома.

Однако и здесь есть один усложняющий фактор. По версии некоторых местных экспертов, Юрий Демин, просто слишком ревностно отнесся к "разнарядке" мэра Чернецкого, который направил всем своим ведомствам /в том числе и горГАИ/ постановление № 272 "Об организации санитарной уборки территории" от 19 марта 2004 года, где дал четкое указание управлению культуры запретить размещать наружную рекламу /имеются ввиду концертные растяжки/ на мостах, деревьях, заборах, проводах и прочих объектах городского благоустройства. Юрий Демин решил поступить более радикально и вообще очистить город от рекламы. По всей видимости, ему вспомнился новый ГОСТ, требующий перенести рекламные щиты как минимум на 5 метров от автодороги, принятый еще в конце 2003 года. Однако благодаря обращениям рекламщиков в антимонопольное управление его исполнение было отложено до июля 2004 года.

Что разнит Екатеринбург и Москву в данной ситуации,так это наличие третьей заинтересованной стороны. Введение ограничений подарит горГАИ массу приятных возможностей. Убрать все билборды в короткий срок рекламщикам явно не удастся, а многие просто не захотят этого делать. Соответственно, их можно будет штрафовать, или не делать этого "за скромное вознаграждение". Так что у екатеринбургских "противников рекламы" все может получиться даже лучше, чем у москвичей.// nakanune.ru

Новости наружной рекламы