02.04.2004

Исход авиакомпаний из "Шереметьево" в "Домодедово" продолжается



В "Домодедово" очередное зарубежное пополнение: 9-й иностранной авиакомпанией на этой неделе стала SN Brussels Airlines. У главного конкурента - "Шереметьево" - дела идут не столь гладко: до сих пор не решен вопрос с управляющей компанией аэропорта. Устав от неопределенности, "Аэрофлот" попросил у правительства разрешение самостоятельно построить третий шереметьевский терминал. Главный авиаперевозчик страны уже не однажды угрожал перебраться в Домодедово, но вероятность этого очень мала: "Домодедово" просто не в состоянии переварить объемы перевозок "Аэрофлота".

По проторенной дорожке

Два года назад, после банкротства Sabena, в Бельгии появился новый национальный авиаперевозчик - SN Brussels Airlines. Эта компания решила составить конкуренцию "Аэрофлоту", который до недавнего времени в гордом одиночестве осуществлял прямые полеты между Москвой и столицей Евросоюза - Брюсселем. "У нас есть два главных преимущества перед "Аэрофлотом", - говорит председатель совета директоров SN Brussels Airlines Роберт Кайперс. - Во-первых, мы базируемся в Москве, в лучшем аэропорту, чем наш конкурент. И во-вторых, "Домодедово" предоставило нам очень хорошие слоты, удобные для бизнесменов: вылет из Брюсселя в 10 утра и возвращение из Москвы в 18 часов".

Кайперс считает, что с таким графиком пассажирам будет легко стыковать рейсы. Особенно это касается африканского направления, на котором российские перевозчики пока не очень активны, и потому для российских пассажиров будет удобно добираться до Брюсселя, чтобы улететь в любой африканский город.

Возвращение к пройденному

Появление конкурента на бельгийском направлении особо не печалит "Аэрофлот": компания озабочена другими, более важными вопросами. Главный из них - строительство третьего терминала, без которого у "Аэрофлота", по мнению гендиректора компании Валерия Окулова, нет будущего. "Аэрофлот" не может развиваться в существующем аэропорту "Шереметьево", здесь нас спеленали по рукам и ногам, - говорит он. - Строительство "Шереметьево-3" имеет для авиакомпании стратегическое значение и определяет конкурентоспособность "Аэрофлота" в долгосрочной перспективе".

По его словам, задержка со строительством третьего терминала - это $3 млн недополученной прибыли аэропортом "Шереметьево" ежемесячно. Чтобы помочь аэропорту, а заодно и себе, "Аэрофлот" совместно с Национальным резервным банком (владеет 30% акций авиакомпании) направили главе правительства Михаилу Фрадкову предложения по проекту строительства "Шереметьево-3". Это строительство перевозчик оценил в $300-330 млн. Окулов уверяет, что "Аэрофлот" обладает возможностями по привлечению необходимого объема инвестиций, необходима лишь директива правительства.

По сути "Аэрофлот" готов вернуться в 2001 год. В феврале того года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в строительство "Шереметьево-3", включавшая в себя полный набор соответствующих ритуалов, вплоть до освящения стройплощадки. Во время освящения Валерий Окулов из-за волнения держал не одну, а целых пять свечек. Как показало время, волновался он не зря.

Помощники не требуются

"Аэрофлот" просит у правительства разрешение вести это строительство самостоятельно, без помощи управляющей компании аэропорта - "Альфа-Шереметьево", которая выиграла конкурс 28 января. Несмотря на победу в конкурсе, альфовцы до сих не приступили к работе, ожидая одобрения правительством итогов тендера. Правительство не торопится. Зато "Аэрофлот" сразу после оглашения результатов конкурса заявил о намерении уйти в "Домодедово". Валерий Окулов, узнав о победе "Альфа-Шереметьево", не смог скрыть разочарования: "Шереметьево" глубоко, почти безнадежно болен, необходимо провести лечение, привлечь квалифицированных специалистов, а вместо этого приглашают финансистов и нотариусов. Это для того, чтобы составить завещание?"

Эмоциональное заявление Окулова не возымело должного воздействия: специалисты прекрасно понимают, что "Домодедово" сегодня не готово к приему столь крупного перевозчика. Единственный для "Аэрофлота" выход - строительство третьего терминала. В этот проект "Аэрофлот" уже вложил более $15 млн. Авиакомпания готова участвовать в этом проекте с нынешней администрацией без привлечения управляющей компании. В "Альфа-Шереметьево" удивлены таким предложением: итогов конкурса никто не отменял. Управленцы считают, что аэропорт должен развиваться по единой схеме, без разрывов на отдельные терминалы. И в этом есть своя логика, поскольку в мире не существует независимых терминалов в рамках одного аэропорта.

Ситуация для "Альфы" непростая: компания, до сих пор не получившая доступ к аэропорту, вынуждена постоянно отбиваться от атак. Пока ей это удается. На днях "Межпромбанк" отозвал свой судебный иск, поводом к которому послужило снятие с конкурса компании "Спецпроектинвест", которую банк учредил со своими партнерами.

Неумирающий бизнес

Проблемы "Шереметьево" не ограничиваются терминалом. Одна из главных претензий авиакомпаний к аэропорту - отсутствие нормальных подъездных путей: пробки на Ленинградском шоссе стали традиционными. Но даже миновав заторы на шоссе, пассажиры в последнее время стали сталкиваться с непреодолимой преградой у самого аэропорта. Предприимчивые ребята из службы парковки ввели ограничения на въезд автомашин на территорию аэропорта, мотивируя это усилениями мер безопасности. В администрации "Шереметьево" заверили "Финансовые Известия", что таких ограничений никто не вводил, и обещали разобраться с нарушителями. Однако справиться с "секьюрити" так же непросто, как и с "бомбилами". Непонравившемуся пассажиру, который к тому же отказывается "договариваться", по-прежнему предлагают выгрузить вещи из машины у шлагбаума и проделать путь до аэровокзала пешком. Специалисты считают, что решение этой проблемы довольно простое: достаточно у шлагбаумов вместо крепких рябят в униформе установить автоматы. Такие, что стоят в "Домодедово" и "Внуково". С техникой не нужно "договариваться".

Известия