02.04.2004

Россия увеличила внешний долг и заметно его укоротила



Вчера министр финансов Алексей Кудрин заявил, что у государства не будет проблем с выплатой внешнего долга до 2006 года. А вот у частных заемщиков – российских банков, судя по информации о состоянии внешнего долга, опубликованной Центробанком, дела обстоят не так блестяще.
           Центробанк впервые опубликовал развернутую информацию о состоянии внешнего долга России. Она основывается на "специальных стандартах МВФ", которые международная финансовая организация внедряет в России с 1991 года.
       Как оказалось, в 2003 году общероссийский внешний долг не сократился, как можно было ожидать после победных реляций правительства о решении проблемы долга, а вырос на $39 млрд. Правда, по данным ЦБ, внешний долг "органов государственного управления" (другими словами, бюджета) с января 2003 года по январь 2004-го вырос всего на 1%. Впрочем, на стороне государства были и стабильно высокие цены на нефть, и достаточно высокие темпы экономического роста, что позволяло сохранять бюджет профицитным. Таким образом, у правительства просто не возникало нужды в займах, оно даже создало стабилизационный фонд, в котором уже более 100 млрд руб. И правительство с гордостью говорит о своей платежеспособности. "Мы сумели не только пройти пик платежей, но и накопить определенный резерв,– заявил вчера министр финансов Алексей Кудрин.– В следующем году нам, по-видимому, даже не придется трогать наш стратегический фонд, и выплаты по внешнему долгу будут осуществляться в рамках текущей бюджетной и денежно-кредитной политики". Он напомнил, что в 2005 году России предстоит выплатить почти $19 млрд в счет погашения и обслуживания внешнего долга против $17 млрд в нынешнем.
       Но если министр уверен, что у государства все в порядке, то в частном секторе ситуация, судя по статистике ЦБ, иная. Напомним, 8 октября 2003 года международное рейтинговое агентство Moody`s повысило рейтинг России до "инвестиционного". Тогда правительство и многие из участников рынка впали в эйфорию, а наблюдатели заговорили о том, что Россия "входит в орбиту больших денег". Эйфория прошла достаточно быстро, и, как явствует из опубликованной Центробанком информации о состоянии внешнего долга, западные кредиторы все еще не доверяют российской финансовой системе. Так, с января 2003 по январь 2004 года внешний долг российских банков вырос на 75%.
       Понятно, что в ситуации, когда деньги за границей стоят значительно дешевле, чем в России (в США и в Европе денежные власти удерживают процентные ставки на предельно низком уровне для стимулирования экономического роста), банкам выгоднее одалживаться именно там. Но длинных денег российским банкам не дают. Так, из $25 млрд внешнего долга российских банков на январь 2004 года $16,5 млрд приходится на краткосрочные обязательства, которые еще в январе 2003 года составляли $9,8 млрд. Важно отметить, что эта цифра сопоставима с суммой выплат по госдолгу в 2004 году, названной господином Кудриным.
       Другими словами, российской финансовой системе (государству и банкам) придется отдать в 2004 году больше $30 млрд. И если у правительства есть стабилизационный фонд, то у банков – только пока еще низкая ставка рефинансирования за рубежом. Однако уже к концу года ожидается повышение ставки Федеральной резервной системы США, а значит, если российские банки не справятся со своими долговыми обязательствами в 2004 году, то дальше их положение будет только ухудшаться. Так что угроза нового дефолта может оказаться вполне реальной.
    За счет кого вырос внешний долг в 2003 году ($ млрд)

1 января 2003 года 1 января 2004 года Изменение (%)
Всего 153,2 182 19
Краткосрочные обязательства 26,8 37,3 39
Долгосрочные обязательства 126,5 144,7 14
Органы госуправления* 97,7 99 1
Краткосрочные обязательства 13,4 13,5 1
Долгосрочные обязательства 84,3 85,5 1
Органы денежно-кредитного 7,5 7,8 4
регулирования**
Краткосрочные обязательства 1 2,8 180
Долгосрочные обязательства 6,5 5,1 -22
Банки (без участия в капитале и 14,1 24,7 75
долговых обязательств перед прямыми
инвесторами)***
Краткосрочные обязательства 9,8 16,5 68
Долгосрочные обязательства 6,5 5,1 91
Нефинансовые предприятия (без участия в 27,8 42,6 53
капитале и долговых обязательств перед
прямыми инвесторами)
Краткосрочные обязательства 2,5 4,5 80
Долгосрочные обязательства 25,3 38,1 51
Банки и нефинансовые предприятия – 6,1 7,8 28
долговые обязательства перед прямыми
инвесторами
*Без кредитов МВФ.
**Задолженность Центробанка и кредиты МВФ, предоставленные государству.
***Задолженность кредитных организаций и Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом правительства, отражается в обязательствах органов госуправления.
Источник: Центробанк РФ.

АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ        

КоммерсантЪ