05.04.2004

Российские автобусные туры станут дешевле на 10проц.



В этом сезоне на рынке автобусных туров усилится влияние игроков, делающих ставку на низкие цены. Свой весьма демократичный продукт впервые в России представит польская компания Lekier. Ее приход может вынудить конкурентов снизить цены примерно на 10%. С другой стороны, в автобусном сегменте сейчас процветает тенденция к организации более комфортабельных, но и более дорогих туров, которой и следуют многие крупные российские операторы.

Автобусные туры для россиян организуются в основном по европейским странам. Они пользуются стабильно высоким спросом и неизменно входят в десятку самых заказываемых поездок. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), автобусный поток только из Москвы составляет более 100 тыс. человек в год. Из Питера путешествовать по Европе на колесах ежегодно отправляется около 40 тыс. человек. Жители других регионов в основном начинают поездку из столицы, составляя до 60% от общего потока. Спрос на подобные поездки в последнее время растет примерно на 15-20% в год.

Автобусные туры привлекают россиян не только обширной экскурсионной программой. Их главное преимущество - невысокие цены. Предложение объехать пол-Европы за $400-700 выглядит весьма заманчивым для многих. На этом и решила сыграть польская фирма Lekier, известная на Западе именно как организатор дешевых туров. Поляки договорились о сотрудничестве с российской компанией "Экспресс Лайн", которая раньше автобусными поездками вообще не занималась. "Недавно в наш коллектив влилась профессиональная команда, раньше трудившаяся в автобусной фирме, поэтому мы и решили осваивать новый сегмент рынка", - объясняет Тамара Всеволожская, генеральный директор компании.

"Экспресс Лайн" совместно с Lekier предложит в этом сезоне туры во Францию, Швейцарию, Польшу, Болгарию и страны Бенилюкса стоимостью от 149 до 299 евро. Аналогичные предложения российских конкурентов начинаются обычно с 400-500 евро. Но наших операторов это пока не пугает. По словам Романа Руденко, директора по туризму компании "Туртранс-Вояж", сервис у поляков ниже среднего, а наши туристы к этому не привыкли. Карен Гончаров, директор "DSBW Tours Континент", отмечает, что заявленные рекламные цены "Экспресс Лайна" не включают оплаты виз и железнодорожных билетов (до границы России автобусные туристы обычно добираются на поезде), так что в конечном итоге разница в стоимости программ не так уж велика.

Для туристов с невысокими доходами принципиальной может оказаться и разница в 30-50 евро. Но дешевизна у автобусников обычно достигается путем размещения путешественников в самых скромных гостиницах без питания или включением в программу тяжелых ночных переездов. Участники рынка полагают, что людей, готовых терпеть неудобства, со временем будет становиться все меньше. "Современные туристы хотят получать качественное обслуживание, а оно должно что-то стоить", - говорит Гончаров.

Поэтому многие российские операторы сейчас стараются доставить своих клиентов самолетом в одну из европейских стран и уже оттуда начинать автобусное путешествие. Да и отели для программ выбираются заведомо более высокой категории. Естественно, авиатуры оказываются как минимум на $200 дороже поездки исключительно на колесах. "Зато турист получает гораздо больше комфорта, да и время поездки сокращается при сохранении полной экскурсионной программы. Кроме того, безвизовых стран в Европе сейчас уже не осталось, а самолет позволяет избежать оформления многочисленных транзитных документов", - объясняет Татьяна Козловская, генеральный директор фирмы "Интерс".

Операторы уверены, что спрос на более дорогие авиатуры будет расти и через несколько лет превысит интерес к чисто автобусным путешествиям. Впрочем, по мнению аналитиков информационной службы "БАНКО", у Lekier и "Экспресс Лайна" есть шанс прочно закрепиться в самой низшей ценовой нише, которая пока еще присутствует на рынке. Экспертов смущает другое: туристы, покупающие самые дешевые туры, считаются "группой риска", то есть потенциальными нелегальными эмигрантами. Если активизация польского оператора приведет к увеличению количества лжетуристов, европейские консульства могут ужесточить визовые правила для всех российских автобусных компаний.

Известия