07.04.2004


Месть "ЮКОСа". Компания заблокировала поправки в устав "Сибнефти"



Ирина Резник

         "ЮКОС" отомстил "Сибнефти" за срыв мартовского собрания акционеров, на котором он рассчитывал получить оперативный контроль над непокорной "дочкой". Вчера представители "ЮКОСа" заблокировали внесение ряда поправок в устав "Сибнефти", предложенных ее менеджерами. Эксперты уверены, что это свидетельствует об отсутствии четкого плана "развода" двух компаний.

        "ЮКОС" приобрел 92% акций "Сибнефти", отдав за них $3 млрд и 26,01% своих акций, в октябре 2003 г. Но уже в ноябре слияние двух компаний было остановлено по требованию бывших владельцев "Сибнефти". В феврале 2004 г. представляющая их интересы компания Millhouse Capital и Group Menatep, контролирующая более 51% "ЮКОСа", подписали соглашение о заключении обратной сделки.

        Но совет директоров "ЮКОСа" отказался одобрить "развод" двух компаний. Поэтому менеджеры "ЮКОСа" продолжают попытки установить контроль над "Сибнефтью", которая формально является "дочкой" возглавляемого ими холдинга. На внеочередном собрании 28 марта "ЮКОС" попытался провести своих сотрудников в совет директоров "Сибнефти" и назначить в компанию своего президента. Но в "Сибнефти" сделали вид, что не получали от представителей "ЮКОСа" досрочно заполненных бюллетеней, а новые бумаги для голосования выдать компании отказались.

        Но "ЮКОС" в долгу не остался и, в свою очередь, сорвал собрание акционеров "Сибнефти", на котором компания планировала внести ряд поправок в устав, инициированных ее менеджерами. Еще в понедельник и. о. управделами "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин письменно проинформировал председателя совета директоров "Сибнефти" Константина Потапова о том, что "ЮКОС" не сможет принять участие в собрании акционеров 6 апреля.

        В своем письме Курцин пояснил, что "ЮКОСу" не понравились предложения "Сибнефти" о присоединении нефтетрейдера "Орион Лтд". По его словам, компания учла мнение Счетной палаты, которая в 2003 г. провела проверку аналогичных случаев присоединения трейдеров к "Сибнефти" и пришла к выводу, что компания использовала их для снижения налоговых платежей.

        Так, по данным Счетной палаты, "Сибнефть" только в 2001 г. недоплатила в бюджет 10 млрд руб. благодаря схеме с трейдерами, зарегистрированными на Чукотке и в Калмыкии. Эти фирмы выкупали всю нефть добывающих предприятий "Сибнефти" и тут же перепродавали ей нефть в два-три раза дороже. При этом они полностью освобождались от региональной и местной частей налога на прибыль и зачастую использовали труд инвалидов, что позволяло им платить налог на прибыль по ставке 5,5% вместо 35%. Затем трейдеры со всей своей прибылью присоединялись к "Сибнефти", которая тут же выплачивала щедрые дивиденды своим акционерам.

        И хотя Счетная палата в своем отчете признала, что используемые "Сибнефтью" схемы были законны, она все же попросила МНС проверить компанию и "обеспечить внесение доначисленных налогов и сборов в бюджет". Налоговики так и сделали и уже прислали "Сибнефти" претензии в неуплате налогов почти на $1,5 млрд, в том числе и за счет использования внутренних офшоров.

        "Учитывая выводы СП о некорректной налоговой политике "Сибнефти", "ЮКОС" до принятия налоговой службой однозначного решения о правомерности схемы [с присоединением трейдеров] вынужден воздержаться от голосования за внесение изменений в устав", - резюмирует в своем письме Алексей Курцин из "ЮКОС-Москвы".

        Не понравились "ЮКОСу" и предложения "Сибнефти" о перерегистрации из Омской области в Омск. Курцин указал, что, по данным официального сайта "Сибнефти", основным местом нахождения ее президента и почтовым адресом является Москва. Следовательно, по закону компания должна быть зарегистрирована в столице. А предложения "Сибнефти" внести в устав положения, ограничивающие предоставление акционерам сведений, содержащих гостайну, вообще навели "ЮКОС" на подозрения о том, что "дочка" пытается ограничить его права на получение информации.

        Но руководитель пресс-службы "Сибнефти" Алексей Фирсов уверен, что у "ЮКОСа" были совсем иные причины сорвать собрание. "Если бы "ЮКОС" не устраивали какие-либо пункты повестки, он мог проголосовать против либо воздержаться. Игнорирование собрания говорит о том, что дело не в его повестке, а в общей линии поведения компании", - говорит Фирсов. "Мы экономим время наших менеджеров, потому-то они и не пришли на собрание", - парирует ему пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин.

        Впрочем, один из членов совета директоров "Сибнефти" утверждает, что в компании и не ожидали, что им удастся провести поправки в устав. "Повестка собрания была утверждена еще 20 февраля, через несколько дней после подписания соглашения о "разводе" между Millhouse и Group Menatep. Тогда в "Сибнефти" были уверены, что к апрелю компания будет свободна", - отмечает он. Он считает, что "Сибнефть" не проиграла от срыва собрания, а сделка по поглощению нефтетрейдера была выгодна прежде всего "ЮКОСу". А аналитик "Тройки Диалог" Олег Максимов считает, что произошедшее только лишний раз демонстрирует, что четкого плана по "разводу" "ЮКОСа" и "Сибнефти" пока не существует.



Источник: Ведомости