08.04.2004

Геннадий Онищенко велел быть честными в еде



Главный защитник благополучия россиян Геннадий Онищенко велел производителям еды, продающейся на российском рынке, указывать содержание генетически модифицированных белков – если их больше 0,9%. Главная трудность в исполнении воли Онищенко – отсутствие оборудования для разглядывания модифицированных генов.

В среду глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Геннадий Онищенко подписал документ, который обязывает с 1 июня всех производителей, в продукции которых содержится больше 0,9% трансгенных веществ, такие продукты соответствующим образом маркировать.

Раньше нижний порог составлял 5%.

Нельзя сказать, что производители очень огорчились, и это равнодушие вполне объяснимо: в России пока практически нет оборудования и методик, которые могли бы ГМ-компоненты обнаружить.

Почему Онищенко остановился именно на цифре в 0,9%, «Газете.Ru» объяснили в бывшей Госсанэпидемслужбе: «ЕС вводит такую норму с апреля, поэтому и мы решили ее ввести, нам же в ВТО вступать» – и сочли такое объяснение исчерпывающим.

Правда, переговоры о вступлении в ВТО застопорились совершенно на других вещах – тарифах на энергоносители и протекционизме в авиа- и автостроении России – так что вряд ли пищевая мера действительно поможет; недаром же Максим Медведков, вернувшись в понедельник из Женевы, пообещал ездить туда до пенсии.

Как считает источник «Газеты.Ru» в одной из крупных пищевых российских компаний, меры Госсанэпидемнадзора могут привести к тому, что россияне перестанут доверять любимым и привычным продуктам:

– Дело в том, что для производства очень многих продуктов просто необходимо использовать мизерное количество ГМ-компонентов. Теперь у многих российских компаний два пути: или всяческими путями избегать маркировки и платить за это – или все-таки маркировать и лишиться части потребителей. В России активно формируется негативное отношение к генетически модифицированной пище, поэтому, выбирая между ГМ и не-ГМ, большинство покупателей подстрахуется.

Академик Константин Скрябин, директор научного центра «Биоинженерия» Российской академии наук, выступает против маркировки трансгенных продуктов питания в России в принципе: – В США маркировки нет, потому что американцы доверяют своему правительству, а у нас требуется. А ведь людей, которые боятся есть ГМ-продукты, никто не заставляет этого делать.

«Мы давно используем генно-инженерные лекарства, витамины и вакцины, пьем вино и пиво, которое сбраживают генно-инженерные дрожжи, едим йогурты, которые сквашивают генно-инженерные лактобактерии, – и это ни у кого не вызывает протеста. Проблема заключается в том, что есть новые технологии, которые могут сделать сельское хозяйство принципиально иным, восстановить плодородие земель, сделать продукты дешевыми и качественными», – говорит Константин Скрябин.

Но недавно созданная Общенациональная ассоциация генетической безопасности заявляет, что будет бороться за то, чтобы в России обязательно была маркировка ГМ-продуктов, и провозглашает опасность ГМ-источников для здоровья россиян.

Как рассказала «Газете.Ru» специалист Greenpeace Наталья Олефиренко, проверки показали, что ГМ-компоненты содержатся, например, в продуктах Останкинского мясоперерабатывающего комбината и компании «Дарья», а в ближайшее время на содержание трансгенов проверят Pepsi, Coca-Cola, а также «Марсы», «Сникерсы» и «Твиксы» из Серпухова, производимые почему-то вместе с «Вискасом» и некоторыми собачьими кормами.

На Останкинском мясоперерабатывающем комбинате «Газете.Ru» зачитали ответ Greenpeace: руководители колбасы и сосисок утверждают, что ГМ-компоненты в продукции завода больше не используются, а комбинат все время тщательно проверяет все свои продукты. А в будущем проверки усилятся в «семикратном» размере.

В компании «Роллтон», лапша которой вошла в ГМ-список, составленный в сентябре Госсанэпидемслужбой, во-первых, отрицают наличие генно-модифицированных белков в своих продуктах, а во-вторых, считают, что сегодняшнее постановление «правильное»:

– Если мы хотим быть цивилизованной европейской страной, то должны придерживаться цивилизованных норм.

В Pepsi, которую Greenpeace вместе с другими напитками проверять собирается в конце весны, комментировать постановление не стали: «Обращайтесь к ГМ-производителям, а в нашей продукции трансгенов нет, и мнения по этому поводу тоже нет».

Действенность постановления представители Greenpeace подвергают сомнению. «Здесь, по всей видимости, нет реальной заитересованности, а просто использование тех или иных проблем в политических торгах», – считает Наталья Олефиренко, отмечая, что обнаружить в России ГМ-продукты – задача трудновыполнимая. Во-первых, у нас недостаточно оборудования и лабораторий для проведения масштабных исследований, а во-вторых, рецепты многих продуктов представляют коммерческую тайну, и доискаться в них ГМ-компонентов, даже если они там и есть, практически невозможно.

Газета.RU