08.04.2004

Правительство завершило предстартовую подготовку налоговой реформы



Сегодня правительство даст старт завершающему этапу налоговой реформы. На заседании кабинета министры одобрят подготовленный Минфином и Минэкономразвития пакет законопроектов, предполагающий снижение единого соцналога, изъятие "сверхдоходов" у нефтяной отрасли, индексацию акцизов и изменение правил исчисления налога на прибыль. Согласованный ведомствами пакет будет одобрен без особых дискуссий и уже к концу недели окажется в Госдуме. Однако и там проблем у законопроектов не будет: фракция "Единая Россия" заранее поддержала еще даже не внесенный пакет.
       Белый дом заходит на налоговую тему уже во второй раз. Снижение соцналога, изъятие сверхдоходов у нефтянки и введение специальных НДС-счетов должны были обсуждаться на заседании правительства 26 февраля. Однако предыдущий премьер не стал брать на себя ответственность за принятие политического решения по НДС-счетам и отодвинул рассмотрение правительством налоговой реформы.
       После обновления правительства высшие чиновники Минфина и Минэкономразвития проявили невиданную до того готовность к компромиссам и уже 19 марта этого года на совместной коллегии двух ведомств в присутствии президента и нового премьера презентовали согласованную концепцию заключительного (как утверждается) этапа налоговой реформы. После этого концепция была переложена на язык законопроектов, которые и будут рассмотрены на сегодняшнем заседании.
       Главное в налоговом пакете правительства – давно обещанное снижение соцналога. С 1 января 2005 года основная часть российских предприятий (с доходами работников до 300 тыс. руб. в год или до $900 в месяц) будут платить налог по ставке 26% вместо нынешних 35,6%. Более низкая 10-процентная ставка соцналога будет применяться к годовым доходам от 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб., 2-процентная – к доходам свыше 600 тыс. руб. в год. Эти две категории относительно обеспеченных граждан снижения налоговой нагрузки не почувствуют. Наоборот, на работников с годовым фондом оплаты труда в 270-300 тыс. руб. она не снизится, а возрастет. В целом же эффективная (то есть реально уплачиваемая в среднем по стране) ставка ЕСН снизится на 5,28 процентных пункта (с нынешних 29,43 до 24,15%).
       Не менее значим законопроект, избавляющий нефтяные компании от "излишков", образующихся у них из-за стабильно высоких мировых цен на нефть. Предполагается, что уже с середины этого года будут резко увеличены ставки пошлин на экспорт нефти, а с 1 января 2005 года – размер налога на ее добычу. Максимальная ставка пошлины при цене нефти свыше $25 за баррель составит $29,2 плюс 65% от суммы превышения этого порога (сейчас 40%). Базовая ставка налога на добычу нефти возрастет с нынешних 347 руб. до 400 руб. за тонну. В результате нагрузка на нефтяной сектор увеличится примерно на $2 млрд (при среднегодовой цене барреля нефти в $27).
       Также в налоговом пакете – законопроекты об индексации всех ставок акцизов на 8,5%; о переходе с 1 января 2005 года в торговле с Белоруссией на принцип страны назначения при уплате НДС; о корректировке правил исчисления налога на прибыль. Напрямую интересы граждан затронут ранее представленные Минфином в правительство и также выносимые на сегодняшнее заседание законопроекты о налоге на имущество физических лиц и о земельном налоге. Ставки этих платежей снижаются, однако взиматься они будут не с нынешней инвентаризационной, а с рыночной стоимости недвижимости и земельных участков.
       После скандалов, сопровождавших утрясание пакета при прежнем премьере, задача обновленного Белого дома – продемонстрировать, что он в состоянии принимать смелые, но взвешенные решения даже по таким неоднозначным направлениям, как налоговая реформа. Так что можно с уверенностью предположить, что сегодняшнее обсуждение пройдет гладко.
       Чтобы препятствий не возникло и на дальнейшем пути пакета к принятию, его заранее согласовали с Государственной думой – в лице фракции "Единая Россия". В частности, как сообщил Ъ руководитель группы Владислав Резник, депутатов насторожило предполагаемое увеличение НДПИ, которое, по их мнению, может привести к резкому росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты, а в итоге и потребительской корзины в целом. При одновременном увеличении акцизов это может разогнать инфляцию и сказаться на результатах объявленной президентом борьбы с бедностью. Исходя из этих высоких целей, комиссия предложила правительству менее значительное увеличение НДПИ и более резкое (для компенсации) – ставок экспортных нефтяных пошлин.
    Толлинг избежал налоговой реформы
С 1 января 2004 года толлинг вроде бы был официально похоронен вступлением в силу нового Таможенного кодекса, который фактически отменил этот льготный режим налогообложения (в соответствии с ним производители алюминия из давальческого сырья освобождались от уплаты налога на добавленную стоимость). Однако накануне введения нового кодекса в действие еще не похороненное Министерство по налогам и сборам, до этого боровшееся с толлингом, неожиданно разослало письмо, в котором по-прежнему разрешало своим инспекциям на местах не взимать НДС с толлинговых операций. Письмо основано на правовой коллизии, возникшей в связи с принятием нового Таможенного кодекса; в нем, в частности, указано, что "в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом, а в части, не урегулированной им,– Налоговым кодексом". Если учесть, что режим толлинга "отменен" новым Таможенным кодексом, а в Налоговый кодекс в части толлинга изменения не вносились, то становится понятным, что толлинг по-прежнему жив. Письмо МНС, правда, отправили на экспертизу в Минюст, однако ответа оттуда до сих пор нет.
Любопытно, что безвременно почивший было толлинг две недели назад был открыто поддержан и в Минфине, прежде считавшемся оплотом борьбы с налоговыми льготами: в конце марта, не дожидаясь итогов экспертизы, замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что "схемы толлинга под сомнение никто не ставит" (Ъ писал об этом 24 марта). Он выразил уверенность, что экспертиза Минюста подтвердит правомерность применения толлинга, в связи с чем "вопрос о конфликте налогового и таможенного законодательства будет закрыт". Отсутствие в пакете налоговых законопроектов, представленных сегодня на суд правительства, поправок про взимание НДС свидетельствует о том, что господин Шаталов был прав, утверждая, что алюминщики (прежде всего речь идет о компании "Русский алюминий", которая использует толлинговые схемы при производстве до 80% своей продукции) останутся единственным исключением из общего правила равноудаленности олигархов. Заметим, что нефтяникам, за чей счет, собственно, и планируется снизить налоговую нагрузку на всю страну (из-за снижения ЕСН, как считают в Минфине, бюджет недосчитается 280 млрд рублей), толлинг прямо запрещен законодательством. Между тем разница в стоимости алюминия внутри страны и за рубежом столь же велика, как и разница в стоимости нефти на внутреннем и внешнем рынках: в России тонна алюминия стоит $1013, а на Лондонской бирже металлов – уже $1550 (в феврале цена поднималась и до $1760).
Тем не менее правительство, похоже, решило сохранить режим толлинга для алюминщиков: как сообщил вчера Ъ источник в правительстве, свои предложения, касающиеся изменений порядка уплаты и возврата НДС, Минфин планирует внести в кабинет министров только в конце 2004 года. При этом неясно, коснутся ли эти поправки режима толлинга, потому, как сказал источник, речь пойдет о снижении ставки НДС, изменении порядка администрирования налога, а также ускорения возврата НДС при экспорте и капитальном строительстве.
Между тем автор поправок по отмене толлинга и глава совместной рабочей комиссии Думы и правительства по реформированию налогообложения Владислав Резник верит, что для ликвидации толлинга достаточно норм одного Таможенного кодекса, а МНС, по его мнению, "просто превысило свои полномочия, дав свою трактовку закону прямого действия".

ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ, АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА

КоммерсантЪ