09.04.2004

Рыночный социализм: белорусская модель



"Белоруссия намерена эффективно продвинуть свои отношения с европейскими странами и усилить этот вектор внешней политики", - столь неожиданное заявление сделал президент Белоруссии Александр Лукашенко, назначая недавно Владимира Сенько Чрезвычайным и Полномочным Послом в Бельгии, а заодно и постпредом при ЕС и НАТО. Лукашенко выразил надежду, что в ближайшие годы удастся "поставить на нужные рельсы сотрудничество с европейскими организациями и Европой в целом". Наличествовал "кивок" и в сторону России: мол, "как бы ни складывались наши отношения - это исторически наш стратегический партнер по Союзному государству. Вместе с тем Белоруссия является частью, своего рода центром Европы, и быть вне ее мы не можем". Судя по всему, в политике Лукашенко, намекающего, что с Россией у него "складывается" как-то не так, наметилась новая интрига.


Кто хочет проглотить Лукашенко?

Подобные заявления, намеки и реверансы в сторону Запада Александр Григорьевич уже делал. Около года назад, в июне, Вашингтон посетил посланец Лукашенко - президент белорусской Академии наук Михаил Мясникович. Он провел ряд переговоров - в Министерстве торговли, в Совете по национальной безопасности США. Целью была попытка найти общий язык с Вашингтоном, смягчить напряженность в отношениях. Однако ни сам факт таких переговоров, ни высказывание подобных заявлений вовсе не означают, что Лукашенко готов принять западные ценности и проснуться рыночником. Он строит "рыночный социализм" так, как он его понимает. И пока его эксперимент понимания не находит ни на Востоке, ни на Западе.

Белоруссия во главе с Лукашенко неудобна ни одной из сторон. В первую очередь - своей непредсказуемостью, нежеланием реформироваться параллельно с соседями. Свою особенность официальный Минск считает одной из главных заслуг и поддерживает в народе миф о том, что и Запад, и Восток хотят поглотить Белоруссию. Хотя ни Россия не собиралась инкорпорировать ее в свой состав, ни тем более ЕС. В Европе даже гипотетически сегодня никто не говорит о том, что в некоем отдаленном будущем Белоруссия может начать переговоры о вступлении в ЕС. Впрочем, так же обстоит дело и с Украиной и Молдавией. Лидеры ЕС подчеркивают: вопрос о дальнейшем (с учетом вступления Румынии, Болгарии и Хорватии) расширении ЕС вообще не стоит.

В своей книге "Границы Европы" комиссар ЕС по вопросам единого рынка Фриц Болкенштайн откровенно заявляет, что Украина, Турция, Белоруссия и Молдавия должны стать буфером между ЕС и "потенциально опасными" для Европы государствами (Россией, Сирией, Ираном и Ираком). Откровенность вызвала бурю возмущения. Однако и председатель Еврокомиссии Романо Проди говорит о "круге друзей", а не о расширении. В конце концов, есть экономические реалии.

Председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в разговоре с "Известиями" сказал: дальнейшее расширение ЕС возможно, но насколько и когда - прояснится только после реальной интеграции вступающих 1 мая 10 государств. Вряд ли расширение ЕС произойдет ранее, чем экономики новых членов достигнут хотя бы уровня Греции. При сохранении нынешних темпов роста новобранцам до уровня беднейшей в ЕС Португалии расти не менее 10 лет.

Согласно данным Евростата, после 1 мая численность жителей ЕС увеличится на 20% до 455 млн чел., однако ВВП объединенного 25-членного ЕС возрастет лишь на 5% по сравнению с сегодняшним уровнем 15-членной Европы. При этом произойдет снижение средней почасовой заработной платы на 3 евро (до 19 евро в час). Безработица в среднем по ЕС увеличится с 8 до 9%. Наиболее негативное влияние на экономические показатели окажет производительность труда, которая, например, в Чехии составляет только треть от средней по ЕС - 58 тыс. евро в год на человека. При этом успех наиболее динамично развивающейся сегодня в Европе Ирландии вряд ли повторят новые государства, экономика которых начинает стагнировать. Вступление же Украины, Молдавии и Белоруссии, пусть даже уже и реформированных рыночных государств, в таких условиях было бы тяжелейшим ударом.


Детский авитаминоз в "кольце друзей"

Однако концепция "кольца друзей" - в этом согласны и новые, и старые члены ЕС - вряд ли осуществима без взаимодействия прежде всего с Россией. Не может без России Европой быть решен и "белорусский вопрос". Факторов российского влияния на Белоруссию, как и на другие страны СНГ, предостаточно. На восток от Белоруссии находится огромный рынок, поглощающий не только белорусские товары, но и избыток рабочей силы. Роль этого фактора в неэффективной и по сути уже деградирующей белорусской экономике будет лишь усиливаться.

Уже сейчас белорусское Министерство труда оценивает трудовую миграцию положительно - как позволяющую снять нагрузку на рынок рабочей силы и социальную напряженность. А такая напряженность есть, вплоть до объявления голодовок рабочими некоторых предприятий, где месяцами задерживают зарплату. Просроченная кредиторская задолженность только сельхозпредприятий Белоруссии на 1 января 2004 г. составила около $500 млн.

В республике резко сократилось потребление основных продуктов питания. Среднестатистический белорус съедает сегодня в год на 15 кг хлеба, на 14 кг мяса и на 95 кг молока и молочных продуктов меньше, чем в 1990 году. Дабы реанимировать сельское хозяйство, Лукашенко на днях издал указ, предоставляющий аграриям пятилетнюю отсрочку по уплате долгов. Экономист Михаил Залесский подчеркивает: "Если в ближайшее время не начнется реформа сельского хозяйства, Белоруссия неминуемо попадет в продовольственную зависимость от импорта. Многие белорусские деревни просто вымирают, молодежь начинает искать другую работу, чтобы содержать родителей".

Работающие за границей белорусы зачастую выступают единственным источником доходов для своих семей. По итогам прошлого года, сообщил недавно министр финансов России Алексей Кудрин, рабочие-мигранты вывезли из России около 12 млрд долл. (кстати, при этом у Грузии сумма переводов достигает 25% ВВП, а у Молдавии - 30%).

Готов ли будет ЕС открыть свои рынки для белорусов, украинцев и молдаван? Вопрос сугубо риторический, поскольку действующие члены ЕС уже ограничили свои рынки рабочей силы даже для вновь вступающих государств минимум на 2 года.

Сами белорусы, по данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), идеальным для себя считают тот мир, в котором они открыты как для ЕС, так и для России. 33,6% опрошенных год назад белорусов высказывались за объединение и с ЕС, и с Россией. Но в случае жесткого выбора "или - или" большинство - 47,6% против 36% посчитали более приемлемым союз с Россией. Это было год назад. В 2004 году "привлекательность" России среди белорусов снизилась. По данным опроса (апрельского, этого года) того же НИСЭПИ, сегодня лишь 13,8 процента белорусов считают, что их страна и Россия должны стать единым государством. Сокращение числа сторонников создания единого белорусско-российского государства социологи в основном объясняют затянувшимся газовым конфликтом. В то же время тесный экономико-политический союз с Россией поддерживают 50,1% опрошенных (полгода назад такой союз поддерживали 55,7%).

Снижению популярности "российского направления" поспособствовал лично белорусский президент, в последнее время часто выступавший с по сути антироссийскими заявлениями. Однако главные враги Александра Лукашенко находятся не в Москве, Вашингтоне или Брюсселе. Главный враг его - сам глобализирующийся мир.

Александр Григорьевич еще в самом начале своей деятельности на посту президента сказал: "Я свой народ за цивилизованным миром не поведу". Он не отступил от этого обещания.

Лукашенко у власти 10 лет. И за последние 10 лет общая заболеваемость детей, к примеру, в Гомельской области возросла в 1,5 раза. Удобно было бы списать это все на последствия аварии на Чернобыльской АЭС, но куда деваться от того факта, что 92-96% детей все той же области имеют глубокий авитаминоз - недостаток в организме 8-10 основных витаминов?


Дожить до 2006 года

Желание Александра Лукашенко сохранить личную власть и после 2006 года - окончания срока его президентства - стало уже настолько общим местом, что не обсуждается. Вопрос в методах сохранения этой личной власти. И в этом суть новой фазы развития ситуации в Белоруссии. До недавнего времени ставка делалась на Москву. Именно в контексте такой ставки велись и переговоры о Союзной конституции и затем - о единой валюте и "компенсациях" Белоруссии со стороны России за введение этой единой валюты. После того как Лукашенко окончательно убедился, что этот контекст не работает, что Москва не гарантирует ему продление полномочий после 2006 года - после этого интерес и к Союзной конституции, и к российскому рублю сразу резко упал. Переговоры о введении единой валюты с 2005 года были в марте окончательно торпедированы именно белорусской стороной.

Зато активизировались попытки Лукашенко "шантажировать" Москву Западом. Именно так следует прежде всего рассматривать его заявления о намерении искать пути контактов с США и ЕС. Потому как вряд ли цель этих действий - демократизация Белоруссии. Просто всякий раз, когда отношения с Москвой по тем или иным причинам не складываются, Минск демонстративно поворачивается на запад. На сей раз параллельно с попытками активизировать "многовекторную внешнюю политику" начал резко усиливаться антироссийский вектор. В статьях официальной белорусской прессы начали появляться такие термины, как "агенты Москвы".

Однако, уходя от "давления с востока", Белоруссия под управлением Лукашенко вряд ли действительно придет к Западу. Потому как всерьез Александр Григорьевич не собирается менять приоритеты своей политики, прекращать преследование общественных организаций и остатков независимой прессы. Белорусский режим де-факто ведет страну к самоизоляции или, как ее охарактеризовал аналитик Юрий Дракохруст, "многовекторной изоляции". Настолько, насколько это будет возможно при открытой восточной и полуоткрытой западной границе. И в понимании белорусского лидера.

Лукашенко ведь на самом деле не собирается продавать "Белтрансгаз". Он, кстати, об этом говорил неоднократно. Почему ему никто не поверил? В самый разгар "газовой войны", 20 февраля этого года Лукашенко четко пояснил свое понимание российского видения интеграции: "Трубы газовые хотят отдать Миллеру, электрические сети - Чубайсу, нефтепроводы - российской "Транснефти", НПЗ - российским нефтяным компаниям, железные дороги - ОАО "Российские железные дороги" и так далее. Отдай, и все. И притом за бесценок, а то и бесплатно. Это все выше моих сил, на это я пойти не могу".

И интегрироваться он тоже ни с кем не собирается. Около двух недель назад Казахстан, Польша и Украина обратились в Государственный таможенный комитет России с заявлением о желании присоединиться к проекту "Зеленый коридор", в котором уже участвуют Россия, Швеция и Финляндия. Суть проекта - в обеспечении ускоренного прохождения таможенных пунктов и пересечения границ. В белорусском таможенном комитете некому было даже ответить на вопрос "Известий": "Готова ли Белоруссия участвовать в проекте "Зеленый коридор"?" После некоторого тайм-аута представитель белорусских таможенников осторожно ответил: "Мы будем следить за этим проектом; если он будет успешным, то, возможно, тоже присоединимся". Однако при нынешней организации системы конфискации транзитных грузов в Белоруссии участие ее в такого рода проектах сомнительно.

"Оставьте нас в покое, дайте нам строить свой рыночный социализм!" - такой "месседж" Александр Лукашенко посылает по всем направлениям своей многовекторной политики. Астрономический счет, который якобы собирается выставить Белоруссия России, - из той же серии. Не стоит удивляться названным цифрам - от 23 до 25 млрд долл. Это явление того же порядка, что и цена "Белтрансгаза" в 5 млрд долл. Это - "месседж": "Оставьте нас в покое! Мы идем своим путем, в рыночный социализм!"

"Социализм" - это понятно. Непонятно, к чему тут слово "рыночный". Если понимать рынок как способность называть самые безумные цены за свой "товар", "месседжируя": "Не можешь - не покупай!" - то, возможно, это и есть особая, "лукашенковская" модель рынка. Но тогда надо быть готовым к тому, что услышишь в ответ: "Наш газ стоит на рынке 110 долл. за тысячу куб.м. Не можешь - не покупай!"

Самое печальное в нынешней ситуации для Лукашенко - это то, что эти слова он услышит что с Запада, что с Востока. А до следующих президентских выборов в Белоруссии еще два с половиной года. И изменить ход времени не в состоянии ни Восток, ни Запад.

Известия