12.04.2004

Билетный бизнес под угрозой



Транспортная клиринговая палата (ТКП), через которую проходит до 70% продаж всех российских пассажирских воздушных перевозок, запретила продажу на своих бланках билетов на рейсы, осуществляемые "Аэрофлотом". Это произошло после того, как национальный перевозчик, отменивший агентскую комиссию с продажи авиабилетов, предложил ТКП последовать своему примеру, получил отказ и в одностороннем порядке разорвал отношения с палатой. Теперь ТКП требует, чтобы в кассах ее агентов вообще не было билетов "Аэрофлота". Это нанесет серьезный удар по билетному бизнесу и может застопорить продажи мест на рейсы "Аэрофлота", особенно в регионах.

Членами ТКП сейчас являются 130 регулярных и чартерных авиакомпаний и около 530 агентств, имеющих в своем составе более 9,5 тыс. аккредитованных пунктов продажи. Палата издает нейтральные бланки, на которых агенты выписывают билеты на рейсы участвующих в системе авиакомпаний. По данным ТКП, на конец 2003 года на нейтральных бланках осуществлялось 65-70% общего объема продаж воздушных пассажирских перевозок. Все региональные билетные агентства работают исключительно по системе бронирования "Сирена", принадлежащей ТКП, и выписывают до 90% любых продаваемых билетов на нейтральных бланках.

1 апреля все компании, аккредитованные в качестве агентов по продаже авиабилетов при ТКП, получили письмо за подписью ее президента Сергея Ильичева, в котором говорилось, что продажа на бланках палаты билетов на рейсы "Аэрофлота" закрыта, а места национального перевозчика изъяты из "Сирены". Между тем в регионах именных бланков национального перевозчика очень мало. Выпавший из системы ТКП "Аэрофлот" может сейчас, считают эксперты, лишиться едва ли не половины своих провинциальных продаж.

По словам представителя авиакомпании, пожелавшего остаться неизвестным (официально "Аэрофлот" ситуацию не комментирует), с 1 апреля перевозчик перевел своих агентов на цены нетто и собирался внести соответствующие изменения в договор с ТКП, но палата не согласилась, и "Аэрофлот" отказался от ее услуг. Каждый агент ТКП по-прежнему имеет 5%-ную комиссию с продажи авиабилетов. А партнеры национального перевозчика теперь получают лишь символическую комиссию в $1 за каждый билет.

В кассах "Аэрофлота" билеты теперь продаются по цене нетто+5%. Такая же формула рекомендована и агентам, которых у перевозчика 340. Правда, они могут по собственному усмотрению повышать или понижать процент. Кроме того, у компаний, которые хотят быть прямыми агентами "Аэрофлота", объем ежемесячных продаж должен составлять не менее $200 тыс., а не $100 тыс., как было раньше. По словам Евгения Бачурина, коммерческого директора "Аэрофлота", эти нововведения связаны с непростыми условиями авиарынка и необходимостью сокращения расходов компании, в которых агентская комиссия была одной из самых крупных статей.

По словам Антона Галатенко, менеджера бизнес-агентства "Континент-Экспресс", многие компании, не желая терять корпоративных клиентов, сейчас работают в ноль, но частные клиенты все равно мечутся по кассам, пытаясь отыскать билеты подешевле (разница в стоимости билетов у разных агентов теперь может доходить до 10%). Новые условия "Аэфролота" выгодны только крупным сетевым агентствам (уровень продаж в $200 тыс. в месяц держат сейчас не более 55-60 компаний). По мнению Алексея Грачева, генерального директора фирмы "Интертур люкс", многие мелкие агентства разорятся, а середняки пойдут в субагенты к крупным сетевикам.

Впрочем, конфронтация между "Аэрофлотом" и ТКП может серьезно осложнить жизнь даже крупным агентствам. Палата уже поставила своим партнерам условие: в кассах компаний, аккредитованных при ТКП, билетных бланков "Аэрофлота" не должно быть вообще. Пока агентам дан месяц на размышление, по истечении которого они должны сделать выбор. "Кого бы мы ни предпочли - "Аэрофлот" или ТКП, это все равно будет серьезный удар. Более половины всего объема продаж авиабилетов специализированными компаниями приходится на рейсы "Аэрофлота". В то же время даже у ведущих агентов национального перевозчика доля продаж на бланках ТКП доходит до 40-50%. Так что в любом случае это грозит потерей половины объема нашего бизнеса", - сказал "Известиям" руководитель одного из сетевых агентств.

Известия