12.04.2004

Государству нужнее. Фрадков против создания частных трубопроводов



Александр Беккер

         Премьер-министр Михаил Фрадков, как и его предшественник, оказался противником идеи частных магистральных трубопроводов. Нефтяные компании приняли это как должное - теперь они хотят от государства лишь юридических гарантий возврата инвестиций при участии в строительстве нефтяных магистралей.

        За прошлый год Россия экспортировала 226 млн т нефти, из них 208 млн т - по системе магистральных трубопроводов "Транснефти". По прогнозу Минэкономразвития, в этом году вывоз нефти составит 242 млн т, а к 2007 г. дойдет до 260 млн т. В прошлом году в России было добыто 421 млн т нефти и газового конденсата.

        Три недели назад Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК) направил Фрадкову письмо по поводу экспортной инфраструктуры. Зная позицию прежнего премьера Михаила Касьянова - "частных трубопроводов в России не будет", - СОНЭК попросил нового председателя правительства все-таки создать условия для привлечения частных инвестиций в трубопроводы. В правительстве это сочли очередными притязаниями нефтяников на собственность в магистральном транспорте, и в минувшую пятницу Фрадков публично заявил, что государство не откажется от исключительных прав на трубопроводы: "Это наша инфраструктура, конкурентные преимущества, за этим надо следить".

        Президент СОНЭК Борис Немцов не удивлен этим. Ведь власти, по его словам, видят в частных нефтепроводах покушение на энергетическую безопасность страны. "Вообще, это вопрос не Фрадкова, а президента, так как относится к стратегии развития страны", - заключает Немцов.

        А представитель СОНЭК, просивший не называть его имени, считает, что письмо союза просто "не читали": "В нем говорилось не о частных трубопроводах, а о поправках в законы "О естественных монополиях" и "О магистральном трубопроводном транспорте". Чтобы нарастить экспортные мощности, СОНЭК предлагал разрешить компаниям инвестировать строительство трубопроводов, прописав при этом гарантии возврата капитала. "Мы не покушаемся на права "Транснефти", но ей в одиночку не поднять все необходимые проекты", - заявляет источник в СОНЭК.

        В "ЮКОСе" отказались комментировать слова премьера, сказав лишь, что компания будет наращивать вывоз нефти в Китай по железной дороге. "Мы готовы к любым формам поддержки транспортных проектов. Главное, чтобы инфраструктура экспорта не тормозила добычу", - говорит представитель ТНК-ВР Марина Драчева.

        Между тем президент Московского международного нефтяного клуба Тогрул Багиров отмечает, что "добыча [нефти] превосходит самые смелые ожидания и в следующем году мы вплотную приблизимся к 500 млн т". "Транснефть" же, по его словам, не поспевает за ситуацией: в ближайшей перспективе - только пуск двух очередей Балтийской трубопроводной системы (рост экспорта на 20 млн т) и увеличение прокачки на 5 - 10 млн т по нефтепроводу "Дружба" - "Адрия".

        По расчетам директора Института стратегического развития ТЭКа Владимира Милова, чтобы увеличить экспорт нефти до 300 млн т, надо вложить $20 - 25 млрд. Такие ресурсы "Транснефть" вряд ли найдет, а потому Милова удивляет упорство, с каким правительство держится за собственность "на трубу". Самым перспективным проектом, с его точки зрения, является нитка "Западная Сибирь - Мурманск" с потенциальными объемами экспорта до 80 млн т. В прошлом году пять компаний ( "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз") предложили правительству проложить трубу, вложив $4,5 - 5 млрд. А министры торговли и энергетики США Дональд Эванс и Спенсер Абрахам сориентировали американские нефтяные компании на строительство нефтеперерабатывающего завода для приема российской нефти, рассказывает Багиров, знакомый с содержанием этих писем.

        "Компании профинансировали ТЭО проекта, но "Транснефть" завернула его, сказав, что обойдется сама", - говорит Александр Суворов, советник вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова.

        А чиновник Минпромэнерго доволен, что премьер-министр расставил точки над "i". Он говорит, что правительство уже обожглось на Каспийском трубопроводном консорциуме, акционерная структура которого позволяет участникам самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку, уменьшая, по мнению чиновников, налоговые отчисления в российский бюджет.



Источник: Ведомости