13.04.2004

Европейский партнер из 25 стран



1 мая 2004 года в Евросоюз войдут сразу 10 новых государств - 5 из Восточной Европы, 3 балтийские республики и два острова - Кипр и Мальта. В итоге общее количество участников единой Европы увеличится с нынешних 15 стран до 25. К объединению готовятся и в Восточной, и в Западной Европе. В Польше, например, раскупают пока еще дешевые отечественные продукты, на них в некоторых магазинах уже ввели квоты. В Германии ждут наплыва дешевой рабочей силы из стран бывшего Восточного блока. А вот в отношениях с Россией вряд ли что изменится - с европейским Западом внешнеторговые отношения доведены до максимума, с европейским Востоком - сведены к минимуму.

Такого расширения Европа еще не знала

В последний раз единая Европа расширялась 20 лет назад. В 80-е годы в состав Евросоюза были включены Испания и Португалия. И этот опыт был признан положительным. Объединение привело к расширению коммерческих связей между Пиренейским полуостровом и "большой Европой". К примеру, если в середине 80-х годов только половина экспорта из Испании поступала в ЕС, то уже через несколько лет эта доля выросла до 75%. Торговый мост стал важным фактором ускорения экономического развития на европейской периферии.

К сожалению, нынешним кандидатам повторение этого опыта не грозит. По той причине, что доля ЕС во внешней торговле восточноевропейских стран и без объединения составляет те же самые 75%. "Никаких изменений во внешней торговле не произойдет", - считают аналитики французского банка Societe Generale в специальном докладе, посвященном расширению Европы. Экономические системы нынешних стран-кандидатов, отмечается в докладе, одни из самых открытых в мире. Внешняя торговля составляет здесь не менее 60% ВВП (для сравнения: в Германии - это соотношение почти в 2 раза меньше).

Ничего не изменится скорее всего и в торговых связях между новыми членами ЕС и Россией, потому что эти связи были разрушены еще в прошлом десятилетии. Сейчас экспорт из этого региона в Россию составляет не более 1%. Единственным исключением была Польша, доля России в экспорте которой составляла более 8%. Но после дефолта 1998 года поставки в Россию из Польши сократились до 3%. Импорт из России в страны региона претерпел меньшие изменения (благодаря его энергетической структуре), и сейчас он колеблется от 4% в Чехии до 12% в Словакии.

Поток прямых инвестиций в страны Восточной Европы достиг своего пика и скорее всего иссякнет уже в ближайшем будущем. В минувшем 2003 году Германия уже фактически прекратила такие инвестиции в регион. Более того, жестокая конкуренция со стороны стран Юго- Восточной Азии привела к тому, что IBM и Philips решили вывести свои заводы из Венгрии.

Пессимизм на Востоке

Вопреки распространенной точке зрения, далеко не все жители Восточной Европы готовы жить в едином европейском доме. И особенно подозрительно к этому относятся жители Польши - самого крупного государства в первомайском списке. Расположение польского населения к ЕС тает на глазах: в феврале ему доверяли 30% при 55% скептиков, в марте - уже 28% при 61%. Страх жителей Польши перед вторжением Запада - зеркальное отражение западной полонофобии. 2/3 поляков уверены, что после 1 мая подорожает жилье, 3/4 ожидают взлета цен на продовольствие. О масштабах вызванного этими ожиданиями ажиотажного спроса говорит тот факт, что действующая в Польше сеть французских супермаркетов Auchan в лучших традициях восточноевропейского прошлого ограничила продажу сахара 10 килограммами в одни руки - чтобы не остаться совсем без сладкого. Такой же дискомфорт первомайская интеграция вызывает и к западу от польско-германской границы. Самые мрачные предчувствия - у немецких строителей, которые и без того с середины 90-х годов не могут справиться с избытком производственных мощностей, возникшим после объединения Германии, когда потребовалось обустраивать восточные земли. Теперь в соответствии с планом открытия рынков, вынашиваемым ЕС, конкуренцию местным каменщикам и штукатурам смогут составить не только приезжие из Польши, Чехии или Словакии, но и жители еще более удаленных стран, например Украины, нанятые словацкими или польскими фирмами. Им для этого достаточно будет получить разрешение на работу в той стране, где прописана нанявшая их компания. А главное - их зарплаты вполне могут быть меньше, чем германский МРОТ. Заработные платы в нынешней Словакии составляют примерно 8% от датских и 15% от средней по ЕС. На ликвидацию разрыва, по прогнозам, уйдет 20-30 лет. И у строительных корпораций Германии не останется другого выхода, кроме как уволить соотечественников и взять на работу искателей отхожего промысла.

Закат Западной Европы

Первомайское объединение вряд ли добавит оптимизма к настроениям жителей западноевропейских государств, и без того мрачно смотрящих в будущее.

По данным опросов, проведенных осенью 2003 года агентством IPSOS, большинство населения всех европейских государств не видело перспектив улучшения своей жизни в 2004 году. Опрошенные разделились на две вполне сопоставимые группы: на неисправимых пессимистов и рационалистов - людей, трезво оценивающих перспективы развития экономики еврозоны.

Единственным исключением была Испания, где в светлое будущее верили более 1/4 всех опрошенных. Но после недавнего теракта количество оптимистов и здесь поубавилось.

В пятерке европейских оптимистов две страны - Швеция и Дания, которые не входят в единое экономическое пространство Европы. Зато самыми завзятыми пессимистами оказались жители Германии, Бельгии и Голландии - стран - локомотивов единой Европы.

Пессимизм граждан Германии носит тотальный характер. 13% местных жителей определяют нынешнее экономическое положение как катастрофу. По мнению наблюдателей, германский пессимизм уже давно превратился в самостоятельную причину замедления экономического развития страны. Примером подобных настроений стала недавно опубликованная книга "Упадок суперзвезды" ("Decline of a Super Star"), в которой автор Габор Стейнгарт и вовсе убеждает читателей в том, что "вся история ФРГ начиная с 1945 года была большой ошибкой".

Известия