14.04.2004

Рост почти прекратился



Борис Грозовский
Александр Беккер

         Бурный промышленный подъем в марте внезапно приостановился. Ничто не предвещало беды: топ-менеджеры предприятий рапортовали о росте заказов, а мировые цены на российское сырье карабкались все выше. Экономисты полагают, что промышленности начинает мешать чрезмерное укрепление рубля.

        Мартовские результаты работы промышленности Госкомстат планирует опубликовать завтра. Но предварительные данные, с которыми удалось ознакомиться "Ведомостям", свидетельствуют о том, что бурное оживление в промышленности прекратилос. В марте общий выпуск промышленной продукции вырос по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 6,6% (за I квартал - на 7,6% ). В начале года промышленники наращивали выпуск куда резвее: в январе - на 7,5% , а в феврале - на 8,7%.

        Мартовский результат оказался гораздо ниже ожиданий. Экономисты, участвующие в консенсус-прогнозе "Ведомостей" прогнозировали 8,4%. "Пока нет данных по отраслям, и еще нельзя судить, замедлился рост из-за нехватки экспортных мощностей или [остановки роста] отраслей, ориентированных на внутреннего потребителя", - отмечает замминистра экономического развития Аркадий Дворкович.

        Не предвещали замедления экономики и опросы менеджеров. Например, Институту экономики переходного периода (ИЭПП) они сообщали в марте, что рост продаж достиг наивысшего уровня с октября 2000 г. Похожие результаты показал и опрос промышленных менеджеров, проводимый NTC Research для Moscow Narodny Bank: после трехмесячного снижения индекс деловой активности в промышленности вырос с 52,2 до 53,7 - рекорд за шесть с половиной лет. А рассчитываемый NTC Research MNB индекс цен на товары российского экспорта достиг лучшего значения за более чем три года наблюдений.

        Но, по оценке Минэкономразвития, в марте промышленное производство осталось на уровне февраля (со снятой сезонностью и календарным фактором). В конце прошлого года индустрия, по оценке ведомства Германа Грефа, росла на 0,2 - 0,3% к предыдущему месяцу, а в январе - феврале - на 0,45% в месяц. Нулевые темпы роста показала промышленность и по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) , а по оценке Виктора Субботина из Экономической экспертной группы, выпуск и вовсе сократился на 0,4%.

        Председатель Федеральной статслужбы Владимир Соколин призывает не делать выводы на основании одного месяца и объясняет снижение годового индекса хорошими результатами прошлого марта. Некоторых экономистов устраивает это объяснение. Прошлой зимой индустрия топталась на месте, а в марте начался подъем, напоминает Валерий Миронов из Центра развития.

        Впрочем, обескураживающие результаты марта невозможно объяснить только причудами статистики, считает Субботин из ЭЭГ. Последние пять месяцев реальный курс рубля к доллару рос в среднем на 2,5% в месяц, говорит он, и отрасли, производящие продукцию для потребления внутри страны, не могли этого не почувствовать. "Дорогой рубль сдерживает рост машиностроения и пищепрома, а расширять дальше экспорт трудно из-за нехватки транспортных мощностей", - добавляет Владимир Сальников из ЦМАКП. "Опасения, что экспорт теряет конкурентоспособность из-за растущего реального курса рубля, сокращаются", возражает экономист MNB Пол Тиммонс.

        Но экспортеры в марте поработали как раз неплохо, возражает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов: среднесуточная добыча нефти превысила прошлогодний уровень на 9,5% , а ее экспорт по системе "Транснефти" в дальнее зарубежье - почти на 30%. Немного ускорились темпы роста добычи природного газа.

        Субботин видит корень проблемы в обострении конкуренции с импортом. Уже в конце прошлого года, отмечает он, прирост внутреннего спроса, составивший в IV квартале 7,1% , почти полностью (на 6,9% ) удовлетворялся импортом, а экономика росла в основном за счет экспорта. До какого-то момента высокая цена нефти перекрывала негативный эффект подорожания рубля, но внутренние отрасли растут очень вяло, а увеличение производства в автомобильной промышленности достигнуто лишь благодаря запретительным импортным пошлинам, сетует Владимир Тихомиров из "НИКойла".



Источник: Ведомости