15.04.2004

Иранцы сбивают цену на наши самолеты



Проект по продаже Ирану 25 российских самолетов Ту-204 по цене $25-30 млн за штуку столкнулся с первыми трудностями. Представители иранского Департамента авиационной промышленности заявили, что проект должен предусматривать наличие надежной технической базы для проведения капитального ремонта и текущего технического обслуживания поставляемых из России самолетов. Эксперты считают, что такими заявлениями иранцы пытаются сыграть на понижение цен.

В прошлом году казалось, что российский авиапром практически потерял иранский рынок. В августе министр дорог и транспорта Ирана Ахмад Хоррам заявил о временном отказе от полетов на российских Ту-154. Одновременно с этим национальный авиаперевозчик Iran Air сообщил, что в модернизации своего парка сделает ставку на самолеты европейского концерна Airbus. В этом же году ситуация изменилась: недавно было заключено соглашение о закупке Ираном пяти пассажирских самолетов Ту-204-100. На церемонии подписания соглашения заместитель министра дорог и транспорта, президент Организации гражданской авиации Ирана Хасан Хаджалифард заявил, что Ирану требуется еще 20 таких самолетов. Он подчеркнул, что Иран не считает важным место производства самолетов, будь то Запад или Восток. Главное для Тегерана - техническая характеристика авиалайнеров.

Предполагается, что контракт будет заключен во втором квартале этого года. Ту-204-100 должны в будущем составить 65% иранского авиапарка. Эти самолеты оснастят двигателями ПС-90А и навигационной системой российского производства. По словам Хаджалифарда, с приобретением каждого Ту-204-100 из парка будет выводиться один Ту-154 (сегодня в Iran Air около 40 таких машин).

Вопрос цены окончательно не решен. "До подписания этих соглашений каждый самолет обходился бы Ирану в $25-30 млн, теперь же цена приобретаемых машин может измениться", - заявил глава авиаслужбы Ирана. О том, что иранцы будут пытаться играть на понижение, свидетельствует интервью неназванного высокопоставленного иранского специалиста авиационной промышленности иранскому агентству Mehr. В нем чиновник рекомендует Организации гражданской авиации Ирана не повторять печальный опыт приобретения шести самолетов Airbus в Турции. Иранцы сегодня испытывают проблемы с проведением технического обслуживания этих машин. Поэтому в иранском авиапроме рекомендуют авиавластям страны при покупке российских самолетов самое серьезное внимание уделять вопросу соответствия самолетов стандартам по техническому обслуживанию и их летно-техническим характеристикам, а также поставкам запасных частей к самолетам. Последний пункт имеет под собой основания, если учесть, что традиционно слабое звено российского авиапрома - плохая организация послепродажного обслуживания техники. Однако россияне утверждают, что с запчастями проблем не возникнет. Что касается летно-технических характеристик самолета, то туполевцы учли все пожелания заказчика. В ходе пятимесячных переговоров российская сторона согласилась внести в конструкцию и комплектацию "тушек" 62 из 80 изменений и дополнений, представленных иранцами. Это, в частности, подтвердил и Хасан Хаджалифард.

"Заявления иранцев скорее всего рассчитаны на то, чтобы сбить в ходе переговоров цену, - говорит генеральный директор "Центра анализа и прогноза" Алина Кратова. - Но наша авиапромышленность сегодня уже в состоянии обеспечить заказчика необходимым количеством запчастей и наладить послепродажное обслуживание. Об этом свидетельствует успешный опыт эксплуатации Ту-204 в Египте. Нет проблем с обслуживанием "тушек" и у европейской TNT Express".

Известия