15.04.2004

Новая покупка "НИКойла". Корпорация приобрела банк для факторинга



Светлана Петрова

         ФК "НИКойл" обзавелась еще одним банком, который в империи Николая Цветкова будет специализироваться на факторинговом бизнесе. Национальную факторинговую компанию (НФК) "УралСиб-НИКойл" возглавил президент Восточно-Европейской факторинговой ассоциации Михаил Трейвиш. Он собирается вывести НФК в лидеры этого бизнеса в Центральной и Восточной Европе.

        Факторингом (беззалоговое финансирование поставок с отсрочкой платежа) на протяжении пяти лет занимался банк ИБГ "НИКойл". Оборот факторингового бизнеса "НИКойла" в 2003 г. , по данным самой компании, составил более $380 млн, а его доля на рынке - 50%. По словам Цветкова, для поддержания высоких темпов и потребовалось изменение бизнес-модели. В "НИКойле" решили, что в России наиболее успешным будет создание специализированной факторинговой компании. Эта деятельность подпадает под банковское регулирование, поэтому компания была создана в форме банка. Корпорация в начале года купила небольшой банк, в феврале довела его уставный капитал до 456 млн руб. и переименовала в НФК "УралСиб-НИКойл", а месяц назад он получил новую банковскую лицензию (без права привлекать вклады граждан). В НФК из ИБГ переводится факторинговый бизнес (клиентская база - порядка 500 компаний из 40 отраслей экономики). По словам Трейвиша, за месяц работы его банк заключил договоры с 16 новыми клиентами, что вдвое выше прежних показателей. Кроме того, НФК заключила три договора с банками-агентами, по словам Трейвиша, это банки "примерно из второй сотни". В НФК надеются сформировать мощную агентскую сеть и делают ставку на "банки средней руки". "Мы уже ведем переговоры с несколькими сотнями банков, чтобы они направляли к нам своих клиентов, - пояснил "Ведомостям" Трейвиш. - Агенты смогут зарабатывать комиссионные, предлагать факторинговые услуги своим клиентам и не рисковать их потерей, поскольку мы не будем предлагать другие услуги. Мы создали специализированное учреждение, чтобы не конкурировать по традиционным банковским продуктам". Среди других причин Трейвиш называет стремление соответствовать международным стандартам - там факторингом обычно занимаются специализированные компании: "Зарубежным контрагентам сложно понять то, что многопрофильный коммерческий банк занимается факторингом". Трейвиш рассчитывает, что по итогам 2004 г. оборот у НФК составит $1 млрд, и надеется вывести ее в лидеры в Центральной и Восточной Европе.

        У конкурентов амбициозные планы НФК вызвали неоднозначную реакцию. Начальник управления факторинга Промсвязьбанка Евгений Калужин полагает, что НФК пока может рассчитывать лишь на собственные силы, а крупным компаниям нет смысла переходить туда на обслуживание. "Не думаю, что нашим клиентам они смогут предложить лучшие условия, чем мы, - говорит Калужин. - Из-за агентской схемы стоимость услуг НФК будет гораздо выше, чем у других банков на этом рынке". Сейчас многие банки занимаются факторингом, на рынок выходят западные игроки, с которыми НФК не сможет конкурировать по тарифам, считает он. По мнению Калужина, "УралСиб-НИКойл" может привлечь за счет агентской схемы разве что "начинающие компании с небольшими оборотами", причем через некрупные банки. А региональный вице-президент Ситибанка по торговым операциям для групп стран СНГ Айдар Калиев отмечает, что в мире такая схема практикуется и "она должна сработать и в России". Но и он считает, что по агентской схеме имеет смысл работать с региональными банками, имеющими разветвленную сеть, а ставку делать на средних и крупных клиентов: "В Москве рынок практически поделен. А крупнейшие компании уже получают факторинговые услуги в крупнейших банках, в том числе международных".



Источник: Ведомости