15.04.2004

Кратчайший путь из Европы в Китай проложил "ТрансТелеКом" через Монголию



Александр Борейко
Светлана Витковская

         УЛАН-БАТОР - Вчера российский железнодорожный оператор связи "ТрансТелеКом", его монгольский аналог "Рейлком" и китайский телекоммуникационный гигант China Unicom подписали трехстороннее соглашение о пропуске транзитного телекоммуникационного трафика. Получившаяся магистраль Москва - Улан-Батор - Пекин стала самым коротким маршрутом для передачи голоса и данных между Европой и Азией. Но пользоваться ею будет гораздо дороже, чем обходными оптоволоконными каналами через Америку и Африку.

        "ТрансТелеКом" принадлежит АО "Российские железные дороги" и владеет правом на эксплуатацию оптоволоконной сети связи, проложенной вдоль железнодорожных путей. Часть не используемой для нужд железнодорожников емкости сети "ТрансТелеКом" арендует у АО "РЖД" в коммерческих целях. Монгольский "Рейлком" работает с Улан-Баторской железной дорогой на аналогичных условиях.

        Подготовительные работы по проекту заняли более двух лет. Как рассказал директор "Рейлкома" Баярсайханы Зоригтбаатар, его компания подключилась к телекоммуникационной сети китайских железных дорог China RailCom еще в 2000 г. , а к сети "ТрансТелеКома" - в 2001 г. Но China RailCom не сумела получить у китайских властей лицензию на трансграничную передачу трафика в Россию, поэтому российская компания была вынуждена искать в Китае другого партнера. В прошлом году "Рейлком" состыковал свои сети с сетями China Unicom - телекоммуникационного конгломерата, оказывающего практически все виды услуг связи (в частности, обслуживающего более 100 млн сотовых абонентов). По словам вице-президента Улан-Баторской железной дороги Ванчигдоржина Отгондемберела, его компания инвестировала в строительство своего участка сети $22 млн.

        Президент "ТрансТелеКома" Сергей Липатов полагает, что подписанное соглашение позволит России претендовать на серьезную долю рынка передачи евроазиатского трафика. По оценкам аналитиков, объем этого трафика к 2007 г. возрастет до $4 млрд в год и операторы, связавшие сети двух континентов наиболее коротким путем, смогут рассчитывать на самых элитных клиентов. Дело в том, что длина кабеля влияет на качество многих телекоммуникационных услуг. Задержка сигнала на несколько миллисекунд заметно ухудшает работу, например, видеосвязи.

        Сегодня трафик из Европы в Азию идет по подводным кабелям через Америку, Ближний Восток и даже Африку. Длина каждого из этих маршрутов более 20 000 км, а путь, предложенный "ТрансТелеКомом" и партнерами, вдвое короче. Вице-президент China Unicom Ли Женг Мао называет новую магистраль Великим шелковым путем - по аналогии с торговыми путями, проходившим по похожему маршруту века назад.

        Впрочем, пока на масштабные завоевания в "ТрансТелеКоме" на рассчитывают. В первое время компания планирует зарабатывать на пропуске трафика около $2,4 млн в год. Дело в том, что пока пропускная способность ее сети составляет 155 Мбит (и еще столько же используется для резервирования). Для сравнения - система SAT-3/WASC/SAFE, соединяющая Европу и Азию через Кейптаун, имеет начальную емкость 10 Гбит, а в будущем ее планируют увеличить до 100 Гбит. Впрочем, Липатов обещает, что, если на услуги новой сети будет хороший спрос, ее емкость увеличится в десятки, а то и сотни раз. "Сделать сети мощнее - задача второстепенная. Главное - их связать", - поясняет он.

        А вот будет ли спрос - вопрос не простой. "ТрансТелеКом" предлагает клиентам серьезно доплачивать за качество: если месячная аренда канала емкостью 155 Мбит через США стоит около $20 000, то передача аналогичного объема трафика по открытому вчера маршруту будет стоить $100 000. "Я не уверена, что клиенты согласятся платить так много. Качество связи падает не настолько сильно при передаче сигнала через Америку", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Ольга Жилинская. А вот аналитик "ФИНАМа" Олег Шенкер считает, что меньшая длина кабелей все же будет ощутимым конкурентным преимуществом.

        Кроме зарубежных конкурентов у "ТрансТелеКома" есть сильный российский соперник. Канал "Ростелекома" в Китай через Хабаровск, открытый несколько лет назад, несколько длиннее, но не настолько, чтобы это существенно влияло на скорость передачи сигнала. "Мы давно обладаем прямым выходом на Китай, где взаимодействуем с China Telecom и CNCI. Кроме того, участвуя в кабельной системе R-J-K (Россия - Япония - Корея) , "Ростелеком" имеет прямой выход на операторов Японии и Кореи, включая крупнейших операторов региона KDDI и Korea Telecom. Для организации транзита евроазиатского трафика "Ростелеком" организовал высокоскоростные выходы на Европу и сегодня работает над расширением пропускной способности магистралей в азиатском направлении", - говорит директор "Ростелекома" по связям с общественностью и инвесторами Анна Карева.

        По данным Жилинской, "Ростелеком" сегодня зарабатывает на пропуске евроазиатского трафика не более $30 млн в год. Она считает, что, даже увеличив мощность своего российского-китайского канала, "ТрансТелеКом" не сможет зарабатывать больше, если не предложит более конкурентоспособные цены.



Источник: Ведомости