16.04.2004


«Аэрофлот» спустит на конкурентов собак



Главная авиакомпания России придумала, как победить воздушных хулиганов и террористов, а заодно придушить собственных конкурентов.

Требования к авиационной безопасности, как, впрочем, и другие вопросы, связанные с воздушными перевозками, до настоящего момента регламентировались особыми распоряжениями Министерства транспорта РФ, подготовленными специалистами Государственной службы гражданской авиации (ГСГА).

У преемника ГСГА, Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), таких возможностей по созданию правил игры на рынке авиауслуг не будет: по трехуровневой структуре министерств ФАВТ, входящее в структуру нового Минтранспорта и связи, должно выполнять «функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции». А вот определять политику и выходить с законодательными инициативами надлежит самому министерству.

Вероятно, поэтому именно сейчас компания представила публике свои наработки в сфере ужесточения требований к безопасности в самолетах и аэропортах: «Аэрофлот» рассчитывает получить одобрение у нового руководства Министерства транспорта и связи. Как сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг, компания подготовила проект закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».

Согласно законопроекту, аэропорт, авиаперевозчик и другие субъекты гражданской авиации обязаны иметь свою службу авиабезопасности. Организации, имеющие в своем составе службу авиабезопасности, имеют право на приобретение, хранение и использование служебного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также спецсредств. Перечень видов спецсредств и служебного оружия, которыми оснащаются службы авиабезопасности, определяются правительством РФ.

«К сожалению, компания не имеет права выходить с законодательными инициативами, поэтому 27 апреля "Аэрофлот" проведет "круглый стол" с участием авиакомпаний, авиационных властей и депутатов Госдумы РФ», – рассказала госпожа Данненберг. По ее словам, компания рассчитывает, что в ходе этих общественных слушаний проект заинтересует депутатов или министерство и проект будет взят на вооружение органами, обладающими правом предлагать законы на рассмотрение Госдумы.

Документ предполагает создание специально уполномоченных органов власти, обладающих широкими полномочиями в сфере обеспечения авиационной безопасности. Для предотвращения хулиганства на бортах гражданских самолетов проект предусматривает создание специальной государственной информационной системы с ограниченным доступом к ее ресурсам – черных списков особо агрессивных пассажиров.

Опрошенные «Газетой.Ru» перевозчики в целом поддерживают «Аэрофлот» в стремлении обеспечить авиационную безопасность. «Очень хорошо, что "Аэрофлот" устраивает общественное обсуждение своих проектов. Мы обязательно примем в нем участие. Не хотелось бы, чтобы решение по такому важному вопросу принималось без учета мнения участников рынка», – отметил пресс-секретарь «Красэйр» Андрей Липовецкий. А его коллега Игорь Блинов из UTair говорит: «Авиакомпания пока не ознакомилась с документом, о котором идет речь, поэтому оценить целесообразность закрепления норм на законодательном уровне мы не можем. Но отмечу при этом, что у нас есть своя служба авиационной безопасности».

Между тем благие законодательные начинания «Аэрофлота» могут подтолкнуть начавшиеся процессы по сокращению количества перевозчиков. Сегодня авиакомпании и без того тратят много денег на обеспечение авиационной безопасности. «Аэрофлот», по утверждению Ирины Данненберг, выделяет на эти цели серьезные деньги, правда, она отказалась назвать точную сумму, ссылаясь на коммерческую тайну. А вот пресс-секретарь UTair Игорь Блинов более откровенен. По его словам, бюджет специализированного подразделения UTair, которое также обеспечивает безопасность в подконтрольных компании аэропортах, составляет около $2 млн в год.

Проблема лишь в том, что тратить такие деньги на безопасность могут лишь компании, так скажем, первого эшелона. Перевозчикам поменьше «Аэрофлот» в своем законопроекте предлагает «пользоваться услугами специального государственного охранного предприятия».

Интересно, что на прошлогоднем российском авиашоу МАКС «Аэрофлот» предстал в новом качестве: служба авиационной безопасности (САБ) компании разработала и реализует десять целевых программ по повышению уровня авиационной безопасности и может поделиться опытом с коллегами.

По словам Ирины Данненберг, услугами кинологического отдела САБ «Аэрофлота» уже заинтересовался аэропорт Домодедово. В ближайшее время авиакомпания начнет оказывать услуги по досмотру багажа, пассажиров, самолетов, территории и объектов на предмет обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, а также осуществлять одорологический контроль персонала, имеющего право доступа на борт воздушного судна. Перевозчики, которые не смогут позволить себе оплатить услуги специализированных охранных структур, очевидно, подлежат закрытию.

И это в общем-то вписывается в объявленное авиационными властями намерение сократить количество авиакомпаний. Однако Ирина Данненберг утверждает, что законопроект, разработанный «Аэрофлотом», вовсе не преследует таких целей: «Если наш законопроект будет принят и в дальнейшем приведет к сокращению количества участников рынка, пусть так и будет. Пусть будет меньше авиакомпаний. Ведь согласитесь, будучи пассажиром авиакомпании, вы хотите, чтобы все нормы соблюдались, и не желаете попадать в неприятные ситуации на борту».

Газета.RU