16.04.2004

Госдума поддержала PR-кампанию против металлургов



Государственная дума вчера присоединилась к нападкам на металлургов со стороны представителей смежных отраслей. Депутаты обратились к председателю правительства с парламентским запросом, в котором просят изучить ситуацию с ростом цен на продукцию черной металлургии. Эксперты расценивают этот шаг как подготовленную кампанию против металлургов, инициированную потребителями их продукции.

Авто не продается

Госдума вчера поддержала массированную атаку на металлургические предприятия, которая ведется уже несколько месяцев потребителями металлопроката. Больше всех недовольны ростом цен на металл автопроизводители, а именно ОАО "АвтоВАЗ" и холдинг "Руспромавто". Именно они пытаются повышением цен меткомбинатов обосновать рост стоимости автомобилей. Свое первое обращение в правительство они направили еще в конце марта. Теперь подключили депутатов.
Только в этом году стоимость тольяттинских "Жигулей" и "Лад" повышалась три раза, и в ближайшее время последует очередной рост цен. Но бесконечно "играть на повышение" автозаводы не могут. Цены на автомобили определяются покупательной способностью населения. Даже введение запретительных пошлин на иномарки не позволило отечественным автопроизводителям вздохнуть свободно. Если цены на отечественные машины вырастут, российские потребители просто не смогут их покупать. И это уже происходит. Из 1 миллиона 424 тысяч проданных в прошлом году автомобилей на долю российских пришлось 867 тысяч (60,7%). Если учесть, что отечественные автомобили дешевле импортных, такой объем продаж не может не огорчать.

Двери нужно открывать ломом, а закрывать ногой

Ситуация объясняется несколькими факторами. Во-первых, отечественные заводы так и не улучшили качество своей продукции. Проблемы с нашими машинами начинаются еще в автосалоне: то колесо еле держится, то дверь не закрывается, то обнаруживается зазор между стеклом и уплотнителем дверей. При этом заводы не борются даже с давними, уже известными всем болезнями: "Лады" по-прежнему дребезжат на ходу, а у "Волги" двери нужно открывать ломом, а закрывать ногой. Кроме того, продажам отечественных машин мешает конкуренция с дешевыми иномарками, производящимися в России. Во Всеволожске собирают Ford Focus, в Калининграде - несколько моделей Kia, BMW, в Таганроге - Hyundai Accent. Кроме качества эти автомобили отличаются и весьма приемлемой ценой, так как производство в России снижает их стоимость на 15--25% по сравнению с импортируемыми автомобилями.
Не теряются и производители, чьих заводов нет в России. Официальные дилеры предлагают различные сезонные скидки, подарки и розыгрыши. Кроме того, автомобили предлагаются и в рассрочку. Правда, для этого нужно внести 50% стоимости автомобиля и в течение года выплачивать оставшуюся половину. Так, например, если покупать в рассрочку Hyundai Elantra, которая стоит около 14 тысяч долларов, первоначальный взнос будет равен стоимости "Лады". металлурги стали заложниками поставщиков сырья С каждым месяцем российские машины продавать все труднее. Заводы привыкли получать прибыль за счет повышения цен. При этом в ход шло лоббирование своего эксклюзивного положения.
Когда повышать цены стало некуда (иначе российский "неликвид" просто перестанут покупать), автопроизводители решили переложить ответственность за ситуацию в отрасли на металлургов. Но, по мнению экспертов, сами производители металла оказались заложниками своих поставщиков. В частности, компания ОАО "Южный Кузбасс", основной поставщик коксующихся углей на Магнитогорский металлургический комбинат, с 1 апреля повысила цены на 25%. И это при том, что с начала года стоимость коксующихся углей уже выросла на 26%. Примерно похожая ситуация и с другими природными ресурсами, используемыми меткомбинатами: с 1 января на 15% подорожали энергоносители, на 20% увеличилась стоимость газа, на 12% - стоимость железнодорожных перевозок. При этом железнодорожники не стесняются обвинять металлургов в повышении цен.

Черный PR
Первыми с жалобами в правительство обратились нефтяники. Именно они начали в прошлом году массированную кампанию против повышения цен на продукцию трубной промышленности. На первый взгляд, виноваты были металлурги. На самом деле сами производители труб лоббировали снижение цен на металл, чтобы сохранить свои высокие доходы по ранее заключенным контрактам с газовиками и нефтяниками. Подобные обращения за последние месяцы не написал только ленивый: письма в адрес правительства направляли газовики, машиностроители.
Мэр Москвы Юрий Лужков обратился к главе правительства Михаилу Фрадкову, лоббируя интересы строительного комплекса столицы. Российские железнодорожники, а именно недавно образованное ОАО "РЖД", также успели подготовить обращение в правительство, в котором просят зафиксировать отпускные цены на металл.
Более того, в распоряжении Газеты оказалось поручение первого вице-президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. В нем говорится о необходимости "подготовки PR-кампании в средствах массовой информации, направленной на разъяснение ситуации, сложившейся на рынке черных металлов". Не исключено, что подобные PR-кампании осуществляются и другими потребителями металлургической продукции.