19.04.2004


Клиенты заплатят за "Аэрофлот" комиссию продавцам билетов



Андрей Лемешко
Анжела Сикамова

         "Аэрофлот" нашел способ сократить свои расходы, переложив их на плечи клиентов. Авиакомпания отказалась платить агентам комиссионные за продажу билетов, вместо этого разрешив им делать наценку. Сам "Аэрофлот" ввел в своих кассах наценку в 5% , рекомендовав агентам придерживаться этой цифры. Это может сэкономить компании несколько миллионов долларов.

        В прошлом году "Аэрофлот" перевез 5,8 млн человек. По итогам 2003 г. выручка компании от пассажирских перевозок составила 48,5 млрд руб. , чистая прибыль - 4 млрд руб. Контрольный пакет акций "Аэрофлота" принадлежит государству, около 30% - Национальному резервному банку, около 10% - менеджменту.

        C 1 апреля клиенты "Аэрофлота", купившие билеты в кассах компании, обнаружили, что помимо цены билета им предлагается оплатить еще дополнительный комиссионный сбор. Его размер увеличивает стоимость авиабилета на 5% , хотя базовый тариф авиакомпании остается прежним. Аналогичная ситуация сложилась и у многочисленных агентств, работающих с "Аэрофлотом": билеты у них также стали дороже на 5%.

        Заместитель гендиректора компании "Инна-тур" Дмитрий Горин говорит, что 5% -ная наценка на билеты "Аэрофлота" произошла из-за отмены комиссии агентам, которая раньше составляла 7%. С 1 апреля, рассказывает Горин, компания разрешила агентам устанавливать нефиксированную надбавку к стоимости билета, рекомендовав установить размер наценки в 5%. Такую же комиссию "Аэрофлот" установил в собственных кассах, чтобы не создавать ажиотаж из-за возможной разницы в цене билетов, объясняет Горин.

        Пока такая система действует только в Москве, уточняет пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг, на регионы ее предполагается распространить с сентября. Она соглашается, что отмена комиссии привела к подорожанию услуг авиакомпании, но указывает, что "Аэрофлот" стремится сократить расходы, следуя при этом общемировой практике. Горин соглашается, что подобная система соответствует мировому опыту. По его словам, по такой же схеме работают американские авиаперевозчики, а европейские планируют перейти на нее с сентября 2004 г. : "Это связано с тем, что авиакомпании не хватает денег на развитие, замену парка, модернизацию. Комиссионная составляющая всегда была очень затратной, поэтому сейчас они эту статью [расходов] ликвидировали и перенесли на плечи потребителей".

        Действительно, примерно 1,5 - 2 года назад крупнейшие американские авиаперевозчики приняли похожую схему: они полностью отменили комиссию агентам за продажи билетов на внутреннем рынке, предоставив им право делать свою наценку, говорит Сергей Ильичев, президент Транспортно-клиринговой палаты, занимающейся организацией, регулированием и контролем за взаиморасчетами между авиаперевозчиками. Однако при этом авиакомпании предоставили клиентам альтернативу: они могли купить авиабилеты без наценки напрямую у авиакомпании либо заказать их через Интернет, замечает он. Поэтому Ильичев не считает отказ от агентской комиссии широко распространенной мировой практикой. Сотрудник представительства British Airways говорит, что компания пока не отказалась от агентской комиссии. А представитель Lufthansa поясняет, что авиакомпания планирует перейти на похожую систему только с сентября, причем лишь в Германии.

        Конкуренты "Аэрофлота" не спешат следовать его примеру. Никто из российских авиаперевозчиков пока не заявил о таких планах, отмечает Сергей Ильичев. Представители ГТК "Россия" и "КрасЭйр" уверяют, что пока не намерены менять сложившиеся правила работы с агентами. "Авиакомпании и рынок пока не готовы к таким переменам", - соглашается Михаил Кошман, заместитель гендиректора "Сибири", второй по объему перевозок в России.

        По мнению аналитика ОФГ Елены Сахновой, 5% -ная наценка мало повлияет на выручку "Аэрофлота", поскольку через собственную сеть авиакомпания продает лишь 10 - 12% билетов, но за счет отказа от выплаты агентских комиссионных компания значительно сократит свои расходы - по самым приблизительным подсчетам, на $5 - 7 млн только в 2004 г. Чистая прибыль при этом может возрасти на $4 - 5 млн, прогнозирует Сахнова, до примерно $90 млн. Она уверена, что повышение цен на билеты не скажется на позиции "Аэрофлота" на внутреннем рынке. "По некоторым направлениям у "Аэрофлота" цены ниже, чем у конкурентов, к тому же потребители традиционно более лояльны к крупным известным авиаперевозчикам", - объясняет она.



Источник: Ведомости