19.04.2004

Кодекс казначеев придуман для рейтинговых агентств и эмитентов



Михаил Оверченко

         Финансисты хотят восстановить доверие к рейтинговым агентствам, подорванное корпоративными скандалами последних лет. Три ассоциации, представляющие более 18 500 финансовых директоров американских, британских и французских компаний, разработали кодекс поведения для самих агентств и эмитентов долговых обязательств.

        На прошлой неделе американская Ассоциация профессиональных финансистов (AFP) , британская Ассоциация корпоративных казначеев и Ассоциация корпоративных казначеев Франции опубликовали разработанный ими Кодекс поведения участников процесса присвоения рейтингов. Предложенные правила должны предотвратить утечку непубличной информации и конфликт интересов в рейтинговых агентствах, улучшить взаимодействие агентств, компаний и инвесторов. "Аккуратное и своевременное выставление рейтингов имеет решающее значение для эффективного функционирования мировых рынков капитала, - говорит Джим Кейтц, президент AFP. - Установление единых общемировых стандартов для рейтинговых агентств и эмитентов существенно повысит качество рейтингов ко всеобщей пользе".

        После краха таких гигантов, как Enron, WorlCom и Parmalat, агентства оказались под огнем критики, так как не разглядели финансовых проблем. Moody's и Standard & Poor's снизили рейтинг Enron с инвестиционного до спекулятивного всего за несколько дней до банкротства 2 декабря 2001 г. В декабре 2003 г. Standard & Poor's снизило рейтинг Parmalat на 10 пунктов с инвестиционного ВВВ- до "бросового" СС всего за два дня. Еще через 10 дней оно понизило рейтинг до D (дефолт) и отказалось продолжать работу с компанией. Агентства утверждают, что ничего не могли сделать, потому что компании обманывали их так же, как всех остальных инвесторов.

        Общепризнанными считаются рейтинги трех агентств - французского Fitch Ratings и американских Moody's Investors Service и Standard & Poor's. Они имеют статус "национально признанной статистической рейтинговой организации", присвоенный Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). В феврале 2003 г. SEC предоставила такой же статус канадскому Dominion Bond Rating Service, но это небольшое агентство вряд ли в ближайшее время сможет потеснить конкурентов. В США и в Европе звучат призывы к ужесточению контроля за деятельностью агентств. Критики, в частности, указывают на потенциальный конфликт интересов - ведь за присвоение рейтинга эмитенты платят агентствам. Агентства утверждают, что это не влияет на их беспристрастность. "Ни один эмитент не может улучшить свой рейтинг, заплатив Moody's больше денег", - сказал в интервью "Ведомостям" гендиректор Moody's Джон Рутерферд. В 2002 г. SEC начала анализировать деятельность агентств, но по итогам проверки, завершившейся в июне 2003 г. , не предприняла никаких конкретных действий. В январе 2004 г. Европарламент призвал Еврокомиссию проанализировать деятельность рейтинговых агентств.

        "Если мы привлечем рейтинговые агентства на свою сторону, предложенный нами кодекс поведения сподвигнет регуляторов на принятие конкретных мер", - надеется Патрис Турльер, финансовый директор французской компании Lafarge, участвовавший в подготовке кодекса. Агентства готовы вести диалог с финансистами. "Мы будем поддерживать любые шаги, направленные на восстановление доверия на финансовых рынках", - заявил WSJ Майкл Фоули, старший управляющий директор европейского отделения Moody's. Представители Fitch и Standard & Poor's заявили, что рассмотрят предложения ассоциаций и выскажут свою позицию до конца мая, когда планируется завершить обсуждение проекта кодекса. Его окончательный вариант ассоциации подготовят к октябрю. (Использованы материалы WSJ. ).

        НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: - Агентства должны представлять методологию составления рейтингов и точно следовать ей.

        - Обязательное наличие "китайской стены" между аналитиками и сотрудниками агентства, привлекающими средства от эмитентов, желающих получить рейтинг, и сотрудниками, консультирующими эмитентов по вопросам присвоения рейтинга.

        - В течение пяти рабочих дней после объявления агентством решения по рейтингу эмитент должен иметь возможность попросить новую группу аналитиков пересмотреть это решение. Результаты пересмотра должны быть опубликованы не позднее чем через шесть недель после первоначального решения.

        - Не реже раза в год эмитент должен проводить встречу с агентствами, чтобы в полной мере рассказать о своей деятельности и перспективах бизнеса. При этом эмитент должен предоставить аналитикам агентства возможность общаться с менеджерами высшего уровня.

        - Получив пресс-релиз о решении по рейтингу для предварительного просмотра перед его публикацией, эмитент не должен предпринимать действий, оспаривающих его содержание, и выпускать долговые обязательства (за исключением рефинансирования краткосрочного долга).



Источник: Ведомости