20.04.2004

Ryanair не сдается



Олег Митяев

         Несмотря на протесты конкурентов и расследование Еврокомиссии, ирландская авиакомпания-дискаунтер Ryanair не отказывается от преференций по оплате аэропортовых сборов. На прошлой неделе она договорилась с бельгийским аэропортом Шарлеруа о пролонгации действия льготных тарифов.

        Ирландская Ryanair - крупнейший авиаперевозчик-дискаунтер в Европе, компания обслуживает более 75 маршрутов. В 2003 г. Ryanair перевезла около 23 млн пассажиров, ее годовая выручка составила $918 млн, чистая прибыль - $260,8 млн.

        На прошлой неделе Ryanair заявила, что достигла соглашения с аэропортом Шарлеруа и региональным правительством Валлонии, согласно которому ее издержки за пользование аэропортом сохранятся на низком уровне - 5 евро за каждого пассажира. Это соглашение еще должно быть подписано советом директоров аэропорта и одобрено регулирующими органами ЕС. Кроме того, оно должно перезаключаться, когда пассажиропоток, проходящий через аэропорт, достигнет 2 млн в год. Сейчас он составляет 1,8 млн, тогда как до прихода Ryanair - 200 000.

        В 2001 г. Ryanair сделала расположенный под Брюсселем аэропорт Шарлеруа одной из своих баз и с тех пор сэкономила 15 млн евро за счет льгот, предоставляемых правительством Валлонии (ему принадлежит 95% акций аэропорта). Власти брали с Ryanair более низкую плату за взлеты и посадки, чем с других авиакомпаний. Размер скидок доходил до 90% , а соглашение Ryanair с Шарлеруа было рассчитано на 15 лет. Но в ноябре 2003 г. другая авиакомпания-дискаунтер - Virgin Express обратилась в Еврокомиссию с требованием признать незаконным соглашение Ryanair с бельгийским аэропортом. В феврале Еврокомиссия постановила: существенная часть скидок, предоставленных Ryanair, является незаконной и должна быть отменена. По решению Еврокомиссии Ryanair должна вернуть бельгийским властям часть сэкономленных денег. Однако окончательного вердикта Еврокомиссия еще не вынесла и точная сумма выплат до сих пор не определена. По предварительным оценкам, она может составить около 4,5 млн евро.

        В ответ Ryanair пригрозила, что уйдет из Шарлеруа, если ее заставят платить более 5 евро за каждого пассажира. Гендиректор Ryanair Майкл О'Лири заявил, что три других аэропорта готовы взять себе рейсы Шарлеруа, при этом, правда, не назвав их.

        Другие небольшие европейские аэропорты, похоже, готовы принять требования Ryanair. Представители итальянского аэропорта Абруззо и голландского аэропорта Эйндховен сообщили о подписании 10-летних контрактов с Ryanair. В них также предусмотрены скидки дискаунтеру. "Мы будем делать все, что потребуется, чтобы Ryanair летала из нашего аэропорта", - сказал Рональд Шниткер, директор по юридическим вопросам аэропорта Эйндховен. (Использованы материалы DJ, FT. )



Источник: Ведомости