20.04.2004

Удвоить дивиденды просят "Транснефть" чиновники Минэкономразвития



Екатерина Дербилова

         Узнав о планах "Транснефти" выплатить рекордные дивиденды по привилегированным акциям, чиновники решили заставить монополию поделиться и с государством. Минэкономразвития намерено потребовать от "Транснефти" удвоения выплат по госпакету - примерно до 2,6 млрд руб.

        Государству принадлежит 75% в уставном капитале "Транснефти" (100% обыкновенных акций). Оставшиеся 25% акций являются привилегированными и принадлежат частным инвесторам, которых компания не раскрывает. Известно лишь, что 11,2% акций размещены в номинальном держании ДКК.

        Пока что размер дивидендов "Транснефти" за 2003 г. не утвержден. Но в начале апреля компания обнародовала финансовые результаты, из которых легко можно посчитать выплаты по "префам". По данным "Транснефти", чистая прибыль ее головной компании, рассчитанная по российским стандартам отчетности, выросла на 17,8% до 15,845 млрд руб. По уставу монополия должна направлять на выплату дивидендов по привилегированным акциям 10% от своей неконсолидированной чистой прибыли. Таким образом, выплаты по "префам" за 2003 г. должны составить 1,584 млрд руб. Эта сумма является рекордной, так как по итогам 2002 г. владельцы префов получили 1,344 млрд руб. , а по итогам 2001 г. - 1,4 млрд.

        Размер выплат по обыкновенным акциям уставом "Транснефти" не регламентируется. Но еще в начале этого года монополия представила в профильные министерства предварительные расчеты суммы дивидендов, по которым государство должно получить за 2003 г. около 1,3 млрд руб. Тогда чиновники против такой суммы не возражали, но теперь, прознав про щедрость "Транснефти" к частным инвесторам, решили добиться дополнительных выплат и по госпакету.

        Как рассказал "Ведомостям" чиновник Минэкономразвития, министерство намерено потребовать повышения размера дивидендов по обыкновенным акциям "Транснефти" примерно в два раза. "Раньше мы соглашались с расчетами монополии, ведь и выплаты по привилегированным акциям в первоначальном варианте должны были составить всего 800 млн руб. , - говорит он. - Теперь же, когда по "префам" планируется выплатить почти 1,6 млрд руб. , мы не можем согласиться с представленными ранее планами". Собеседник "Ведомостей" считает, что "владельцы "префов" не должны получать четырехкратную премию (в расчете на акцию) по сравнению с государством".

        Свои предложения по дивидендам Минэкономразвития намерено представить на заседании совета директоров "Транснефти", посвященном подготовке к годовому собранию. Пока что его дата не назначена. Впрочем, коллеги из профильных ведомств идею Минэкономразвития оценивают неоднозначно. В упраздняемом Минимуществе соглашаются, что дивиденды по обыкновенным акциям должны быть повышены "как минимум до уровня общей суммы выплат по "префам". Но вот чиновник Минпромэнерго с такой логикой не согласен. "Зачем увеличивать дивиденды, когда прибыль можно направить на проекты? " - вопрошает он. А сотрудник Федеральной службы по тарифам предупреждает, что значительное увеличение дивидендов может повлечь рост тарифа на транспортировку. В "Транснефти" же обещают исполнить любое решение чиновников. "Дивиденды будут такими, как решит государство", - уверяет вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.

        Но аналитики считают предложения Минэкономразвития логичными. "Требование об увеличении дивидендов абсолютно обосновано с точки зрения государства, - говорит руководитель аналитического департамента "Атона" Стивен Дашевский. - Прибыль у компании рекордная, и она вполне может увеличить выплаты". Каха Кикнавелидзе из "Тройки Диалог" полагает, что такой шаг со стороны государства будет приветствоваться и миноритарными акционерами. Но Сергей Суверов из банка "Зенит" советует государству направлять прибыль монополии "на проекты, а не на дивиденды".

        ДРУГИМ ПУТЕМ: "Транснефть" предлагает изменить маршрут планируемого нефтепровода из Западной Сибири до Мурманска, заявил президент компании Семен Вайншток. "Первая ошибка, которую совершили нефтяники, предлагая этот проект, - они сказали слово "Мурманск", - цитирует Вайнштока "Интерфакс". - Мы определили пять точек, из которых наиболее перспективны две - Индига и мыс Святоноский". По его словам, в этом случае не нужно обходить Белое море и решать особенности судоходства в Кольской губе. Вайншток считает, что технически проект может быть реализован за 20 месяцев, но "должно быть еще принято решение о его целесообразности". В ноябре 2002 г. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть" и ТНК подписали меморандум о реализации проекта строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Позднее к проекту присоединился "Сургутнефтегаз". Но пока этот проект не одобрен государством.



Источник: Ведомости