20.04.2004

Он снизил цены на гамбургеры. Руководитель McDonald's умер на работе



Кирилл Корюкин

         Вчера скоропостижно скончался председатель и гендиректор McDonald's Corp. Джеймс Канталупо. Этот человек, проработавший в компании почти 30 лет, из которых более 10 стоял у ее руля, а в прошлом году сумевший вывести ее из кризиса, умер на встрече с владельцами франшиз McDonald's.

        Канталупо пришел в McDonald's 30 лет назад, в 1974 г. , через год он был назначен вице-президентом, а в 1981 г. стал старшим вице-президентом. Он стал президентом McDonald's International в 1987 г. , а в 1991 г. занял еще и пост генерального директора.

        В конце 2001 г. Канталупо ушел в отставку, но через год, в январе 2003 г. , вернулся в компанию, которая переживала тяжелые времена. В последнем квартале 2002 г. McDonald's зафиксировала первый убыток с тех пор, как разместила акции на бирже в 1965 г. , он составил $343,8 млн.

        Вернувшись, Канталупо в корне изменил стратегию McDonald's. Он сделал ставку на охватившее американцев стремление к здоровому образу жизни и включил в меню ресторанов салаты, овощи и фрукты, минеральную воду. Кроме того, Канталупо практически заморозил программу расширения McDonald's: владельцы франшиз жаловались на то, что экспансия достигается ценой ухудшения качества обслуживания и приводит к снижению продаж в уже существующих ресторанах. Более того, закрыл он около 100 ресторанов. А в оставшихся увеличил часы работы и снизил цены на их главный продукт - гамбургеры.

        Рецепт оказался верным, и в течение последнего года продажи McDonald's неуклонно росли. С тех пор как Канталупо вновь встал у руля McDonald's, акции компании выросли на 71% , оказавшись на 2 - м месте по росту в индексе Dow Jones Industrial Average за прошлый год. В прошлом году чистая прибыль компании выросла на 65% до $1,5 млрд - в первую очередь за счет новой удачной стратегии на американском рынке.

        Тот же подход Канталупо попытался применять и в Европе.

        "Канталупо успешно решал операционные задачи, секрет возрождения McDonald's - в улучшении качества еды и обслуживания", - цитирует Bloomberg Жан-Мари Эвейлард, представитель нью-йоркской инвестиционной компании Arnhold & S. Bleichroeder Capital, в портфеле которой 2,25 млн акций McDonald's. Он надеется, что преемник Канталупо продолжит его стратегию.

        Преемников оказалось два. Сразу после смерти Канталупо совет директоров McDonald's назначил гендиректором компании президента, директора по оперативной деятельности Чарльза Белла, а совет директоров возглавит Эндрю Маккенн. Ранее обе должности занимал Канталупо.

        Белл начал работать в McDonald's в возрасте 15 лет в своей родной Австралии. В 19 лет он стал самым молодым менеджером ресторана, в 27 - вице-президентом, а в 29 - членом совета директоров австралийского подразделения.

        Белл был фаворитом и очевидным наследником Канталупо. Его назначили президентом и директором по операционной деятельности в декабре 2002 г. , когда Канталупо возглавил компанию.

        "Чарли Белл работал бок о бок с Джимом последние 16 месяцев, помогая ему возродить McDonald's по всему миру", и идеально подходит на роль преемника Канталупо, говорится в пресс-релизе компании.

        По словам аналитика J.P. Morgan Securities Джона Иванкоу, назначение Белла - "логичный выбор, учитывая опыт, приобретенный им на посту руководителя операций в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке".

        Партнеры McDonald's надеются, что Белл сможет заменить Канталупо. "Джимом все восхищались, он был замечательным человеком и источником вдохновения для огромного числа людей, работающих в McDonald's, - говорит Ирвин Кругер, владелец семи ресторанов компании на Манхэттене, имеющий франшизу McDonald's уже 35 лет. - Он обеспечил такой значительный рост McDonald's во всем мире, наверное, это его самая большая заслуга".

        60-летний Канталупо умер от сердечного приступа прямо на работе - он присутствовал на всемирной встрече владельцев франшиз McDonald's в Орландо, штат Флорида. Акции McDonald's к полудню по американскому времени подешевели на 2,2% до $26,86. (Использованы материалы WSJ, 19. 04. 2004. )



Источник: Ведомости