22.04.2004

Биржа для перевозчиков. Появится в России, если правительство одобрит предложения ФАС



Ольга Проскурнина

         Антимонопольная служба предлагает создать биржу по торговле услугами по перевозке грузов на железных дорогах и запретить РЖД препятствовать работе независимых операторов. Бизнесмены поддерживают идею регулятора. Но против этой идеи возражает Минэкономразвития, чиновники которого считают биржевую торговлю железнодорожными услугами нереализуемой затеей.

        Независимые грузовые компании-операторы, владеющие собственным подвижным составом, появились в России в 2001 г. Сейчас около 80 частных операторов обеспечивают, по разным оценкам, от 15% до 25% грузовых перевозок в России. Монополистом на рынке являются "Российские железные дороги" (РЖД). Операторы зачастую пользуются и вагонами конкурентов. Например, "СУАЛ-Транспорт" (оператор грузовых перевозок "СУАЛа") , по словам гендиректора компании Бориса Черткова, нередко использует подвижной состав у других частных собственников, потому что "это экономит ресурсы, да и не стоит такой задачи - перевозить только собственными вагонами".

        Чиновники антимонопольного ведомства давно хотят законодательно защитить независимых операторов от возможных нарушений конкуренции со стороны РЖД. Антимонопольная служба (ФАС) собирается внести в правительство проект постановления "О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок, основах правового регулирования и их взаимодействии с перевозчиками", копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей". В частности, чиновники предлагают прописать в условиях работы РЖД с операторами, что монополист не имеет права "необоснованно препятствовать перевозкам с использованием вагонов и контейнеров частного оператора" (например, не принимать их на ремонт). Сейчас, по словам директора по транспорту холдинга "Металлоинвест" Михаила Атласова, "все вагоноремонтные заводы принадлежат РЖД и там вагоны частных операторов ремонтируют в последнюю очередь". "Запасные части, произведенные на заводах РЖД, внутренними документами компании разрешено ставить только на ее вагоны, - жалуется Атласов. - Те производители запчастей, которые не принадлежат РЖД, обслуживают ее же по эксклюзивным контрактам, в результате мои вагоны простаивают без ремонта, а запчасти приходится добывать на Украине, в Казахстане и за рубежом [СНГ]". Чтобы решить эти проблемы, "Металлоинвест" начал строить собственное железнодорожное депо.

        Кроме того, ФАС предлагает создать специальную биржу, на которой операторы смогут предлагать свои услуги всем желающим перевезти груз по железной дороге. По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, эта торговая площадка может работать по аналогии с Администратором торговой системы в электроэнергетике, где генерирующие компании свободно договариваются с крупными потребителями о цене продаваемой энергии. Все эти меры, убежден Голомолзин, позволят поддержать "инвестиционный процесс в отрасли", поскольку при "мизерных" инвестициях в развитие вагонного парка у монополиста частные вложения за 2001 - 2003 гг. возросли в три раза до 20 млрд руб.

        Операторам предложения регулятора нравятся. Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов считает, что создание оптового рынка железнодорожных услуг позволит крупным грузоотправителям и операторам заранее выкупать у РЖД объемы грузовых перевозок по выгодным для себя ценам. Но монополист считает, что и так достаточно заботится о поддержании конкуренции. По словам советника президента РЖД Константина Пашкова, его компания не против предложений ФАС, хотя и так уже обеспечивает частным операторам "недискриминационный доступ к инфраструктуре".

        Против написанного ФАС проекта постановления выступает Минэкономразвития. В частности, по мнению замруководителя департамента реструктуризации естественных монополий Евгения Михайлова, "нереализуемой" является идея создания аналога АТС для железных дорог, потому что "транспортные услуги нигде в мире не являются биржевым товаром". Поэтому министерство не согласует документ антимонопольной службы, а в ближайшие дни собирается внести в правительство собственный проект постановления, детализирующий нормы закона "О железнодорожном транспорте".



Источник: Ведомости