29.04.2004

Все об инсайдерских сделках обещает регулярно рассказывать РАО "ЕЭС России"



Татьяна Егорова
Василий Кудинов
Александр Борейко
Михаил Оверченко

         Акционеры РАО "ЕЭС России" придумали новый способ борьбы с использованием инсайдерской информации о бумагах компании. Раз в квартал холдинг будет публиковать данные обо всех сделках инсайдеров РАО с акциями компании.

        Положение об инсайдерских сделках совет директоров РАО ЕЭС принял еще год назад. Оно предусматривало, что все имевшие доступ к инсайдерской информации должны были получить предварительное разрешение на любую сделку с акциями РАО. Инсайдерами признавались члены правления, совета директоров энергохолдинга и его комитетов, а также аудиторы.

        Однако, как рассказал "Ведомостям" член совета директоров РАО ЕЭС и председатель комитета по аудиту при совете Сеппо Ремес, за год лишь однажды инсайдер обратился за разрешением на сделку: член правления РАО Вячеслав Синюгин хотел купить акции холдинга. "Это фикция, как сухой закон, - говорит о постановлении Ремес, - он есть, но его все считают глупым и никто не выполняет".

        Поэтому комитет решил бороться с инсайдерами по-другому, рассказывает Ремес. На этот раз решено использовать мировой опыт. Теперь, по словам Ремеса, получать разрешения на сделки инсайдерам не надо - вместо этого они раз в квартал должны предоставлять в комитет информацию о своих сделках с акциями РАО. Комитет посмотрит, как вели себя котировки до и после сделок и, если заподозрит кого-либо в игре на инсайде, сообщит правлению и совету директоров компании. Если основания для подозрений окажутся достаточно вескими, может быть проведено расследование обстоятельств сделок.

        "К сожалению, мы не можем обнародовать всю поступающую информацию поименно, - говорит Ремес, - но ежеквартально мы будем публиковать сводный отчет о том, когда и какие сделки были проведены". По его словам, пока неясно, где будет публиковаться эта информация. Возможно, она будет размещаться на сайте РАО ЕЭС. Комитет по аудиту намерен запрашивать ее начиная с этого квартала. В РАО не только приветствуют инициативу акционеров, но и желают пресечь попытки манипулирования рынком.

        Данные о сделках инсайдеров - важный индикатор для участников рынка: с некоторой натяжкой можно сказать, что он показывает отношение к компании ее руководителей. Например, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) считает инсайдерами топ-менеджеров компании, ее директоров и владельцев более 10% акций. Информация об их операциях может повлиять на котировки акций, объясняет директор департамента корпоративных финансов "Атона" Халид Дианов.

        В России же такие данные не публикуются. Дианов не смог вспомнить подобного отчета об инсайдерских сделках, обнародованного в России. Вадим Клейнер, директор по исследованиям Hermitage Capital Management и член наблюдательного совета Сбербанка, говорит, что совет даже не обсуждал вопрос контроля за инсайдерской информацией. "Газпром", по словам пресс-секретаря предправления корпорации Сергея Куприянова, пока ограничивается кодексом корпоративного поведения.

        Из российских компаний информацию о сделках инсайдеров публикуют лишь те, кто разместил свои бумаги на западных биржах, например "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) , "ЛУКОЙЛ", - они обязаны это делать в соответствии с требованиями регуляторов. Например, топ-менеджеры американской компании Golden Teleсom, бизнес которой сосредоточен в России, регулярно реализуют опционы на покупку акций компании. Например, недавно покинувший компанию финансовый директор Дэвид Стюарт реализовал свой опцион на покупку 3400 акций GT по $12 и тут же продал их по рыночной цене, превышавшей $32. А чуть раньше гендиректор компании Александр Виноградов совершил аналогичную операцию с 100 акциями GT. А вот за последние полтора года, согласно данным SEC, топ-менеджеры МТС не совершали сделок с акциями компании.

        В России же раскрытие данных о сделках инсайдеров пока остается делом доброй воли компании, ведь у нас нет даже формального определения инсайда. До тех пор пока оно не появится, действия РАО могут разве что улучшить репутацию компании, но их эффективность в борьбе с инсайд-трейдингом сомнительна, считает аналитик "Тройки Диалог " Елена Красницкая. А Клейнер добавляет, что настоящая борьба с инсайдом невозможна до четкого определения понятия аффилированности - такого, что его нельзя будет обойти. Иначе сделки можно проводить через связанные с инсайдерами компании.

        SEC не требует данных о сделках аффилированных с инсайдерами лиц, говорит представитель комиссии. Тем не менее "вопрос инсайда на Западе тесно увязан с аффилированными лицами", уверяет председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. "Там годами вырабатывалась судебная практика по этой теме", - говорит он.



Источник: Ведомости