29.04.2004

Водку возвращают государству. "Союзплодоимпорт" добрался до "Гжелки"



Как стало известно Ъ, в палату по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам подано сразу два возражения по регистрации за структурами экс-директора ФГУП "Росспиртпром" Сергея Зивенко товарного знака "Гжелка". По информации Ъ, за этими возражениями стоят интересы федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт".
       Первое возражение подано ЗАО "Объединение Гжель", выпускающим фарфоровые изделия, второе – ООО "Гжелка" (эта структура создана еще в начале 90-х годов самим объединением для работы с московским ЛВЗ "Кристалл"). Суть обоих возражений приблизительно одинакова. Основные элементы этикетки "Гжелки" (в частности, изображение птицы Гжель) были придуманы еще в 1985 году художниками объединения. Они же разработали в 1991 году эскиз этикетки водки. При этом товарный знак был зарегистрирован за ЛВЗ "Кристалл" в 1993 году практически одновременно с запуском в производство одноименной водки. Сейчас права на марку принадлежат структурам экс-гендиректора ФГУП "Росспиртпром" Сергея Зивенко (см. справку). ЗАО "Объединение Гжель" и ООО "Гжелка" настаивают, что все права на марку принадлежат ее непосредственным разработчикам.
       На то, что за возражениями по регистрации товарного знака "Гжелка" прослеживаются интересы ФКП "Союзплодоимпорт", указывают сразу несколько обстоятельств. Гендиректором ООО "Гжелка" является Юрий Локтионов, один из топ-менеджеров петербургского ЛВЗ "Ливиз" и ближайший сподвижник владельца этого предприятия, члена Совета федерации Александра Сабадаша. Как раз сейчас "Ливиз" обсуждает с ФКП возможность выпуска на своих мощностях государственных водочных брэндов. Наконец, возражение по "Гжелке" и судебные дела "Союзплодоимпорта" ведет одна и та же группа юристов. Кроме того, по словам главы объединения "Гжель" Виктора Логинова, между "Гжелью" и ФКП еще в прошлом году было подписано некое партнерское соглашение "о борьбе с контрафактной продукцией". Что предусматривает это соглашение, глава объединения не говорит, отмечая лишь, что "консультации с 'Союзплодоимпортом' насчет 'Гжелки' были".
       Однофамилец главы объединения, гендиректор ФКП Владимир Логинов своего интереса в этом деле отрицать не стал. "Мы не комментируем, но за ситуацией следим",– заявил он вчера Ъ.
       "Союзплодоимпорт" и раньше занимался собирательством водочных марок (см. справку). Например, около 40 популярных в свое время брэндов ФКП отобрало у группы SPI Юрия Шефлера. Однако сегодня в России водки под этими марками выпускаются в небольших объемах. В случае же с "Гжелкой" речь идет о самой популярной российской водке. По данным компании "Бизнес-Аналитика", в 2003 году в среднем ценовом сегменте продажи "Гжелки" были максимальными – 6,9% рынка в стоимостном выражении. На втором месте с солидным отрывом (4,6% рынка) идет "Флагман" с синей этикеткой.
       Иными словами, если возражения по регистрации "Гжелки" будут удовлетворены и Сергей Зивенко лишится своего самого привлекательного актива, расклад сил на водочном рынке страны существенным образом поменяется. Скорее всего, участие менеджеров "Ливиза" в этой комбинации не случайно и именно на это предприятие будет передано производство "Гжелки", формальным владельцем которого будет либо объединение "Гжель", либо компания "Гжелка".
       Но важно даже не это, а то, что государство в лице "Союзплодоимпорта" будет контролировать уже не просто брэнды, а реальное производство водки.
       И это, судя по логике действий ФКП, только начало. Как недавно заявил в интервью Ъ Владимир Логинов (см. номер от 9 апреля), государство намерено более жестко контролировать водочный рынок и, скорее всего, будет добиваться радикального снижения количества зарегистрированных марок. "Сейчас зарегистрировано более 3,5 тыс. водочных товарных знаков. Куда это годится? – заявил господин Логинов.– Вместе с названием вы должны зарегистрировать рецептуру. У нас что, более 3,5 тыс. рецептур приготовления водки? В конце концов, почему есть понятие 'сходный до степени смешения' применительно к товарному знаку и нет такого понятия для рецептуры?"
       Получается, что, работая в двух направлениях (забирая под свой контроль товарные знаки и сокращая их количество), "Союзплодоимпорт" добивается, чтобы лицензии на производство водки были сосредоточены в руках государства. Тогда контролировать работу отрасли можно будет, даже не владея долями в тех или иных компаниях. Они и так окажутся в прямой зависимости от ФКП, поскольку именно "Союзплодоимпорт" будет определять, кому передать право на производство той или иной водки.
       Впрочем, участники рынка надеются, что до тотального контроля государства за рынком дело не дойдет. Как отметил вице-президент по маркетингу Русской винно-водочной компании Герман Климовский, "очевидно, что процесс сокращения числа производителей теперь пойдет значительно быстрее, рынок станет прозрачнее и намного более прогнозируемым. Мы можем ожидать появления крупных западных производителей. Главное – чтобы государство не перегнуло палку и не ввело настоящую монополию".
ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ
       
Рынок водки и ликероводочных изделий в 2003 году
134,8 млн дал – общий объем легального производства.
40 млн дал – общий объем нелегального производства.
464 – общее количество работающих ЛВЗ.
600 – количество выданных лицензий на производство.
3,5 тыс. – количество зарегистрированных товарных знаков.
$5 млрд – общий объем легального рынка.
48 млрд руб. – объем отчислений в бюджет.
По данным Национальной алкогольной ассоциации.

Как разливалась "Гжелка"
       Идея производства водки "Гжелка" родилась в ходе разговора между гендиректором объединения "Гжель" Виктором Логиновым и гендиректором "Кристалла" Владимиром Ямниковым в 1990 году. За основу была взята рецептура другой кристалловской водки – "Посольской", которую было решено сделать "более мягкой". После этого объединение создало ТОО "Гжелка", которому передало авторские права на рисунок "Птица Гжели", использованный в основе этикетки "Гжелки". Именно это ТОО и было фактическим контрагентом "Кристалла". В 1993 году завод зарегистрировал товарный знак "Гжелка" на себя. Решение об этом господин Ямников принял самостоятельно. А во второй половине 90-х "Гжелка" неожиданно стала лидером продаж. В 2001 году ЛВЗ "Кристалл" производил до 5 млн дал "Гжелки", что составляло 50% его суммарного выпуска.
       В августе 2002 года завод продал права на "Гжелку" структурам бывшего гендиректора ФГУП "Росспиртпром" Сергея Зивенко за 131 млн руб. В обмен сторонники господина Зивенко отдали контроль за "Кристаллом" (51% акций управляется ФГУПом) представителям новой администрации "Росспиртпрома". Сейчас формальным владельцем "Гжелки" является компания Imperial Spirits S. A. Московский завод "Кристалл" выпускает "Гжелку" по лицензионному соглашению, а основное производство водки сконцентрировано на принадлежащем экс-гендиректору ФГУПа калужском "Кристалле".


Водочный бизнес "Союзплодоимпорта"
       До 2001 года владельцем известных водочных товарных брэндов (Moskovskaya, Stolychnaya, Limonnaya, Pertsovka, Starka, Russkaya, Kristal и др.) на территории РФ являлась группа SPI, принадлежащая Юрию Шефлеру. Однако в конце 2001 года после длительных судебных разбирательств все 43 товарных знака (впоследствии их число сократилось почти в два раз за счет аннулирования регистрации различных вариаций основных брэндов) оказались в собственности государства. В начале 2002 года было создано ФКП "Союзплодоимпорт", которое возглавил бывший заместитель министра сельского хозяйства Владимир Логинов. Сразу после создания ФКП государство передало водочные брэнды в управление "Союзплодоимпорту".
       Вслед за этим ФКП начало раздавать лицензии на производство водки под казенными брэндами заводам. Всего было выдано 33 лицензии. Суммарный объем выпуска за прошлый год составил приблизительно 1 млн дал (менее 1% суммарного производства).
       В декабре прошлого года ФКП подало возражение в палату по патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию товарного знака Cristall за ТПГ "Кристалл".
       В апреле ФКП кардинально поменяло подход к работе на рынке. Производство пяти ключевых марок – Stolychnaya, Moskovskaya, Pertsovka, Starka и Russkaya – осталось только на подмосковном заводе "Ост-Алко", а их дистрибуцией на эксклюзивной основе занялась компания "Алко-Мир". Кроме того, ФКП подписало аналогичные эксклюзивные соглашения по другим маркам с менее крупными производителями. По условиям соглашения через три года объем производства этих марок должен достичь уровня 3,5 млн дал.