29.04.2004

Банки равноудаляются от клиентов



Рост рынка интернет-банкинга, по данным его участников, за первый квартал этого года уже перекрыл рост за весь прошлый год. Сейчас большинство банков оказывают интернет услуги преимущественно для юридических лиц, но скоро в связи с ростом интереса банков к ритейловому бизнесу они намерены стандартизировать интернет-продукты для физлиц. Кроме того, с большинством представленных в сети банков о совместном бизнесе намерены договориться интернет-платежные системы.
       По итогам исследований фонда "Общественное мнение" на 1 января 2004 года 14,6 млн россиян являются пользователями всемирной сети. Рост платежеспособности населения и постоянный прирост пользователей интернета рано или поздно должен был сказаться на увеличении спроса на интернет-банкинг.
       Сегодня цифры говорят о том, что этот процесс уже начался. За весь 2003 год, согласно данным самих банков, прирост числа клиентов интернет-банкинга составил около 40%. А уже в первом квартале этого года их количество выросло на 50%. Так, по словам главного специалиста отдела комиссионных продаж бизнес-блока по работе с физлицами "Автобанк-НИКойла" Константина Соколова, "за первый квартал 2004 года мы наблюдаем рост количества подключений к системе 'Интернет Сервис Банк' в полтора раза".
       Кроме того, изменился портрет клиента интернет-банкинга: если ранее это были в основном корпоративные клиенты, то теперь, как считает старший вице-президент Альфа-банка Владимир Изутин, банкиры ориентируются на "активных, современных людей 20-45 лет". По его мнению, это "любители новых технологий, умеющие работать с компьютером, в основном студенты, служащие и предприниматели". По мнению замначальника управления финансовых операций Пробизнесбанка Андрея Веденкова, "через пять лет та молодежь, которая сейчас использует сеть в развлекательных целях, станет более активной и будет пользоваться интернет-банкингом".
       До последнего времени банки, занимающиеся интернет-банкингом, ориентировались в основном на корпоративных клиентов. Теперь, как отмечают сами банкиры, приоритетным направлением работы все большего количества банков становится розница. Однако спрос на интернет-банкинг со стороны частных клиентов растет опережающими темпами.
       Многие банки до сих пор предлагают одну-две онлайн-услуги, из которых самой популярной является предоставление информации о движении средств по счету. В некоторых банках, даже не занимающихся активным продвижением интернет-банкинга, можно получить брокерское обслуживание онлайн, как, например, в Транскредитбанке и банке "Зенит", или заказать кредитные и пластиковые карты, как, например, во Внешторгбанке и банке "Петрокоммерц". Банки, предоставляющие полноценный интернет-банкинг, позволяют просто управлять своим счетом через интернет. А это уже совершенно новый уровень общения клиентов с банком.
       По мнению Владимира Изутина, главной тенденцией в сфере интернет-банкинга в этом году станет быстрое увеличение его доли в общем объеме банковских операций. "По нашей оценке, посредством системы 'Электронный банк' совершается более 80% платежей за коммунальные услуги (ЖКУ и МГТС) наших клиентов". А по мнению начальника отдела дистанционного обслуживания банка "Первое ОВК" Владимира Вешнякова, интернет-банкинг имеет все шансы превратиться в полноценный "виртуальный офис". "Ближайшей перспективой развития систем интернет-банкинга является переход от отдельных технических решений к полноценному 'виртуальному' отделению банка. Создание 'виртуального' отделения предполагает интеграцию всех систем удаленного банковского обслуживания в единый комплекс с реализацией необходимых взаимосвязей",– считает господин Вешняков. Большинство опрошенных Ъ игроков рынка интернет-банкинга намерены модернизировать список предлагаемых услуг, расширив его до реестра стандартных банковских продуктов, которые клиент может получить через обыкновенное отделение.
       Возрастающий интерес российских банков к интернет-обслуживанию частных клиентов не в последнюю очередь связан со все более активным выходом иностранных банков на ритейловый рынок. Так, главный редактор интернет-портала Yandex, куда входит платежная система "Яндекс-Деньги", Елена Колмановская убеждена, что "рост рынка связан с приходом в Россию представителей западных банков, где услуги интернет-банкинга и дистанционное банковское обслуживание уже входят в пакет стандартного банковского обслуживания".
       В Ситибанке Ъ рассказали, что основной спектр услуг для частных лиц строится на переводах и платежах (в том числе в другие банки, внутренние и международные), а также операции конвертации. "Осуществление основных операций через интернет обходится пользователю дешевле, чем в отделениях и по телефону",– заявил Ъ начальник отдела внедрения банковских продуктов расчетно-кассового обслуживания Ситибанка Максим Нестеренко.
       Есть и еще одна причина, подталкивающая банки в интернет: становящийся все более очевидным успех интернет-платежных систем. По сути, они заняли нишу банков в сети, позволяя пользователям осуществлять оплату товаров и услуг. Ведь альтернативой оплаты в интернете выступают кредитные карты, а безопасность подобных операций давно вызывает серьезные нарекания.
       Сегодня на рынке присутствуют пять основных игроков – WebMoney, "Яндекс-Деньги", Rapida, CyberPlat и E-port. Суммарный годовой оборот всех систем на 1 января 2004 года составляет около $456,5 млн. Бизнес платежных систем можно условно поделить на две части – переводы между частными "кошельками" (peer-to-peer), которые предоставляют "Яндекс" и WebMoney, и оперативные платежи средств мобильной связи, коммунальных услуг, предоставляемые всеми остальными платежными системами. Одна из основных проблем интернет-платежных систем заключается в том, что они, по сути, используют квазиденьги. И при переводе реальных денег в интернет (а особенно обратно) нередко возникают серьезные трудности.
       В этом году ситуация вокруг платежных систем несколько изменилась. Если в 2003 году некоторые банки открыто называли интернет-платежные системы в числе своих конкурентов, то в текущем году платежные системы и банки заявляют о сотрудничестве. "В ближайшее время наши клиенты получат возможность перечислить в режиме реального времени средства с банковского счета на 'электронный кошелек' интернет-платежных систем и обратно",– заявил Ъ директор центра банковских продуктов и маркетинга Импэксбанка Валерий Кардашов. С ним отчасти согласен и Константин Соколов: "Расчетные возможности этих систем ограничены кругом контрагентов, подписавших с ними договоры, в то время как, используя банковскую систему, можно перечислить деньги любой организации, имеющей расчетный счет, независимо от страны, обслуживающего банка и валюты счета".
       Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на обоюдную выгоду интеграции банков и интернет-платежных систем, инициатива в этом процессе исходит от последних. К концу года платежные системы намерены заключить договоры с большинством крупных игроков рынка.
       На формирование окончательного состава участников рынка банкиры отводят от года до двух. "Круг игроков рынка состоит из крупных розничных банков, начавших активно работать в сфере массового обслуживания физлиц до или сразу после 1998 года,– считает Валерий Кардашов.– В ближайшие один-два года возможно появление новых игроков из числа банков, развивающих в настоящее время розничный бизнес. Иначе при отсутствии весомой клиентской базы затраты на систему интернет-банкинга не окупятся и эксплуатация системы будет приносить убытки".
НАДЕЖДА Ъ-ПОМЕРАНЦЕВА