12.05.2004


К уличной рекламе — уличную мебель



Как стало известно «Ъ», компания News Outdoor-Russia получает кредит в размере $65 млн в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Руководство компании заявляет, что деньги понадобились ей «частично про запас, частично под уже существующие проекты». В частности, на строительство завода по производству «уличной мебели» под Петербургом. Эксперты рынка наружной рекламы высказывают мнение, что компания взяла в долг, чтобы продолжить скупку конкурентов в регионах России.

Ъ Компания News Outdoor-Russia входит в корпорацию News Corp. австралийского медиамагната Руперта Мердока. Крупнейший игрок российского рынка наружной рекламы. Ей принадлежит более 18,5 тыс. рекламных поверхностей различных форматов в 96 городах России, в том числе более 7 тыс. в Москве. В 2003 году оборот компании, по оценке агентства «ЭСПАР-Аналитик», составил порядка $70 млн.

По словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, его компания берет у ЕБРР кредит в размере $65 млн на пять лет. Финансовые условия получения денег не разглашаются. Господин Ткачев отметил, что «это дешевые деньги», процентная ставка по кредиту «на уровне лучших ставок для российских компаний». По информации «Ъ», кредитная линия для News Outdoor будет открыта в течение месяца.

В ЕБРР вчера не комментировали факт предоставления кредита News Outdoor, объясняя это тем, что сделка еще не завершена. Представитель банка лишь подтвердил, что переговоры с компанией ведутся.

Нынешний кредит — уже второй, полученный News Outdoor в ЕБРР за последнее время. Осенью прошлого года этот банк предоставил компании кредит в размере $28 млн сроком на пять лет, который стал крупнейшим за все время существования российского рынка наружной рекламы. Эти деньги оператор потратил на приобретение своего крупнейшего конкурента на московском рынке наружной рекламы — группы компаний «Атор».

В News Outdoor заявляют, что с помощью нового кредита намерены решить целый ряд стратегических задач. «Еще раз обратившись в ЕБРР, мы хотели зарезервировать финансовые средства для возможных инвестиций на несколько лет вперед, — говорит Максим Ткачев. — Частично под уже существующие проекты, частично про запас». В частности, по его словам, компания начнет строить под Петербургом собственный завод по производству так называемой уличной мебели — остановочных павильонов, афишных тумб. Также New Outdoor Group, сейчас снимающая помещение под штаб-квартиру, намерена обзавестись собственным офисом. Наконец, кредитные деньги нужны компании для участия в аукционах на право размещения наружной рекламы, которые московские власти обещают провести этим летом. «Если эти аукционы все же состоятся, мы хотели бы участвовать в них со спокойной душой», — пояснил господин Ткачев.

Эксперты рынка наружной рекламы между тем уверены, что с получением очередного кредита резко активизируется экспансия News Outdoor в российские регионы. «Деньги ЕБРР позволят им профинансировать целый ряд сделок, — отмечает гендиректор исследовательского агентства «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. — На повестке дня выход News на питерский рынок наружки, где компания уже давно ведет переговоры с крупнейшим местным оператором — компанией ОММ». По словам господина Березкина, компания ведет переговоры о покупках в целом ряде региональных центров, в том числе Екатеринбурге и Волгограде, «не исключен и интерес к экспансии на Украину».

В News Outdoor свои планы в отношении новых покупок пока не конкретизируют. Максим Ткачев лишь подтверждает, что его компания ведет переговоры в ряде регионов, в частности в Петербурге: «Мы, безусловно, заинтересованы в выходе на этот рынок, и надеюсь, когда-нибудь это произойдет». Глава News Outdoor Group не отрицает и такого возможного направления, как Украина. По его словам, «в следующем году News Outdoor начнет внимательно присматриваться к украинскому рынку. В последние годы он демонстрирует серьезный рост (в прошлом году его объем составил $60 млн. — «Ъ»), и нам стало интересно там работать».

Участники рынка наружки считают, что кредит, полученный News Outdoor, заставит и других игроков этого рынка заняться поиском кредитных ресурсов. «Теперь операторы вынуждены будут серьезно подумать о том, как развиваться дальше. News всем нам дает понять, что наружная реклама становится инвестиционным бизнесом, — полагает глава компании «Фрези Грант» Ирина Матысяк. — К сожалению, деньги в этом бизнесе сегодня быстро не окупаются, поэтому не уверена, что небольшим операторам будет под силу привлечь крупные кредитные средства. Без них конкурировать с News им будет все сложнее и сложнее».

Тимур Бордюг, «Коммерсантъ»

Outdoor.Ru