13.05.2004

Телефон марки МТС cделал зеленоградский "Ситроникс"



Александр Борейко

         Вчера крупнейший российский сотовый оператор "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) объявил о выпуске сотовых телефонов под собственным брэндом. Недорогие "раскладушки" от МТС должны появиться на рынке в июле этого года и будут стоить около $100. Это первый опыт производства телефона под маркой оператора на российском сотовом рынке. Конкуренты пока не спешат следовать примеру МТС.

        Собственные телефоны компания МТС представила на телекоммуникационной выставке "Связь-Экспокомм". Пробную партию в 3000 оригинальных по дизайну "раскладушек" МТС S-680 для оператора изготовило ЗАО "Ситроникс". Руководство МТС называет этот проект пилотным - от его успеха зависит, будет ли оператор выпускать и другие трубки под собственной торговой маркой.


        МТС и "Ситроникс" имеют общего акционера - АФК "Система". Последней принадлежит 50,4% акций МТС и 77,5% ОАО "КНЦ" (Концерн "Научный центр") , которому, в свою очередь, принадлежит 100% ЗАО "Ситроникс", созданного в 2002 г. для производства и продвижения электроники и бытовой техники под зонтичным брэндом Sitronics.

        Многие зарубежные сотовые операторы давно продают тюнинговые телефоны под собственной торговой маркой, однако в России подобных прецедентов еще не было. Полтора года назад крупнейший сотовый дилер "Евросеть" собирался выпустить телефон под сотовым брэндом, однако отказался от этой идеи. PR-директор "Евросети" Татьяна Гуляева говорит, что компания не нашла достойного подрядчика, который производил бы аппараты надлежащего качества, а выпускать на рынок полуфабрикат в "Евросети" посчитали неправильным.

        Однако МТС нашла подрядчика буквально под боком - им стало одно из предприятий зеленоградского КНЦ. Гендиректор концерна Александр Гончарук рассказал "Ведомостям", что предложение о создании такого телефона исходило от МТС - оператор посчитал, что на рынке наблюдается дефицит дешевых "раскладушек". По словам Гончарука, в России разработан дизайн аппарата, а сами трубки производятся в Китае. Президент МТС Василий Сидоров отмечает, что телефоны будут запрограммированы на работу только в сети этого оператора.

        Первый вице-президент МТС Михаил Сусов называет выпуск собственных телефонов опытным проектом. По его словам, цена аппарата в розницу будет составлять около $100 - дешевле, чем стоимость других "раскладушек". При этом он отрицает, что оператор субсидирует этот телефон, и говорит, что эта цена выше себестоимости производства аппарата.

        "Использование собственного телефона позволит дополнительно продвигать брэнд МТС, даст хороший повод, чтобы обратить внимание на инновационность компании и увеличить лояльность абонентов", - говорит Сусов. Скорее всего, новый телефон будет продвигаться в рамках специального предложения, подразумевающего скидки или рассрочки при покупке этого оборудования.

        Конкуренты не спешат следовать примеру МТС. В "ВымпелКоме" (торговая марка "Би Лайн") раньше рассматривали возможность выпуска телефонов под своей маркой, но отказались от этой идеи. "Мы специализируемся на предоставлении услуг связи. На рынке уже существует огромное количество телефонов, и мы считаем нецелесообразным становиться еще одним игроком на нем", - говорит директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров.

        "МегаФон" также не планирует выпускать собственные телефоны. "Мы стараемся заслужить лояльность наших абонентов, не прибегая к ограничительным мерам", - говорит директор "МегаФона" по связям с общественностью Андрей Климов, имея в виду перепрограммирование телефонов МТС для работы исключительно с сетью этого оператора.

        Дилеры оценивают шаг МТС с осторожностью. "Успех этого проекта зависит от многих факторов. Необходима хорошая сбытовая сеть, а наличие ее зависит от той дилерской политики, которая предусмотрена оператором для этого продукта", - говорит Татьяна Гуляева из "Евросети". Она добавляет, что в их салонах за цену чуть более $100 можно купить телефон с цветным дисплеем известного производителя, а "раскладушка" Motorola V150 с цветным дисплеем стоит 3399 руб.

        Аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин называет решение МТС имиджевым шагом, который может повысить капитализацию оператора - поскольку у него появится еще одно направление деятельности. При этом он не ожидает массового успеха нового продукта - Муртазин полагает, что оператор сможет продавать около 1500 - 2000 таких трубок в месяц.



Источник: Ведомости