14.05.2004

Мобильное противостояние "Би Лайн" против Tele2



Мария Лисовская
Екатерина Чичурина

         Выход пятого GSM-оператора на нижегородский рынок сотовой связи ознаменовался скандалом. "ВымпелКом-Р" (торговая марка "Би Лайн") обратилась в антимонопольное ведомство с жалобой на компанию Tele2, которая в своих рекламных материалах завысила стоимость звонков на одном из тарифных планов "Би Лайна". Участники рынка говорят, что это первый случай такого рода на нижегородском рынке.

        Нижний Новгород - второй регион в России после Калининграда, где действует пять компаний сотовой связи стандарта GSM. Кроме операторов большой тройки - "МегаФон", МТС и "Би Лайн" - здесь работают Нижегородская сотовая связь (НСС) и Tele2, которая начала работать весной 2004 г.

        По данным компании ACM Consulting, по итогам I квартала 2004 г. у НСС было 431 000 абонентов, у "ВымпелКома" - около 273 000, у МТС - примерно 190 500, у "МегаФона" - 44 000, у Tele2 - 23 000.

        В апреле 2004 г. промоутеры нижегородского представительства Tele2 распространяли на улицах города рекламные листовки, в которых была приведена сравнительная таблица тарифных планов с посекундной тарификацией всех местных GSM-операторов. В "ВымпелКоме-Р" посчитали, что стоимость звонков, указанная для тарифа "Прайм", не соответствует действительности, и обратились с заявлением в Нижегородское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (НТУ ФАС). Представители антимонопольного ведомства сообщили, что рассмотрение дела назначено на 20 мая.

        В компании "ВымпелКом-Р" пояснили, что под названием тарифа "Прайм" были напечатаны условия обслуживания абонентов, подключившихся к тарифному плану "Тайм", где цены выше. "Это вводит в заблуждение нынешних и потенциальных клиентов "Би Лайна", - уточнил Андрей Юдов, заместитель директора по коммерческим вопросам нижегородского филиала компании "ВымпелКом-Р". - Данная ошибка не могла быть допущена на сайте компании, откуда, согласно листовке, в Tele2 взяли тарифы, поэтому возникает мысль о намеренном искажении фактов".

        Возможные последствия такой рекламной кампании менеджер просчитать затруднился. "Трудно говорить о конкретных убытках, так как речь идет о потенциальных клиентах, которые после этой листовки отказались подключаться к нам", - говорит Юдов.

        Он рассказал, что сейчас компания ожидает решение ФАСа, а от Tele2 требует прекратить распространение листовок и разместить контррекламу. По его словам, это должно быть публичное опровержение в СМИ.

        В пресс-службе нижегородского представительства Tele2 отказались от комментариев, сославшись на то, что документы, которые потребовали от них в НТУ ФАС в связи с обращением "ВымпелКома-Р", были переданы вчера, 13 мая. Генеральный директор нижегородского представительства Tele2 Андрей Дубовсков уточнил, что официальный ответ компании будет готов через день-два. "Мы действительно делали сравнительные таблицы для собственного продвижения, но я не знаю, какая именно листовка вызвала недовольство. Если наши оппоненты попросят разместить контррекламу, то мы пойдем им навстречу", - сказал он.

        Дмитрий Кабешев, начальник по связям с общественностью и СМИ компании НСС, сказал, что тарифы их компании в листовке приведены верно. "Если не считать того, что на нашем сайте, откуда были взяты данные для листовки Tele2, тарифы публикуются уже с учетом НДС, а в таблице написаны без налога. Но мы согласны с "ВымпелКомом" в том, что это нарушение закона "О рекламе": закон запрещает прямое сравнение в рекламных материалах компаний-конкурентов", - пояснил Кабешев.

        Менеджер уточнил, что к такому прямому сравнению сотовые операторы в Нижнем еще никогда не прибегали и до этого случая в рекламном отношении рынок развивался достаточно цивилизованно. В "Мобиком-Центре", нижегородском представительстве "МегаФона", ответили, что о листовках и конфликте между "Би Лайном" и Tele2 им пока ничего не известно.

        Как объяснил Олег Скоредов, консультант-аналитик компании J'son & Partners, действия Tele2 могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, но вынести такое решение может только суд. По его словам, раньше у Tele2 в других регионах таких проблем не было и вели они себя более корректно. Он отметил, что "подобные ситуации возникали на московском рынке, но ничем не заканчивались - конкуренты просто не обращали на это внимания", - говорит Скоредов. С ним согласен и аналитик ACM Consulting Антон Погрибинский, который считает, что данное действие вполне в духе Tele2, но аналитик уверен, что стороны договорятся в досудебном порядке.

        СОТОВАЯ ИСТОРИЯ: В феврале 2003 г. НТУ МАП возбуждало дело против сотового оператора стандарта CDMA "Нижегородский радиотелефон" (ННРТ) , вменяя в вину компании нарушение ст. 7 закона "О рекламе" (недостоверная реклама).

        По данным МАП, компания рекламировала в печатных СМИ свои услуги как "цифровую сотовую связь". В ответ на обвинения руководство ННРТ заявило, что слово "сотовая" относится лишь к принципу построения сети и может применяться для обозначения любой сети с базовыми станциями, объединенными коммутатором.

        Чтобы снять разногласия, НТУ МАП обратилось с запросом к Минсвязи, представители которого сообщили, что сети CDMA строятся по сотовому принципу, но использование в рекламе для потребителя термина "сотовая" некорректно.

        НТУ МАП все же решило снять претензии к ННРТ, так как выяснилось, что в рекламе сотовой называлась не связь, а именно сеть.



Источник: Ведомости